Золотой век стахановки

300
Улшым Байботаева с родными

Меньше чем через месяц, в первый день нового 2016 года, наша землячка Улшым Байботаева отметит свой сотый по счету день рождения. Представляете, какая это радость!

В предвкушении этого события вся родня Улшым-апай, а это трое детей, 9 внуков и 17 правнуков, плюс снохи, зятья, сваты. Они придут 1 января к имениннице со своими поздравлениями и подарками. А для нас встреча с юбиляршей – еще один хороший повод пообщаться не то что со свидетельницей, а настоящей участницей многих важных событий из истории страны.

Золотой век стахановки
Улшым Байботаева с родными

Улшым Байботаева родилась в Пахтаарале, ныне это Мактааральский район ЮКО – «родина» казахстанского хлопка. Сегодня об интереснейшей истории зарождения этой отрасли можно узнать, побывав в старейшем в стране музее хлопководства, который находится в поселке Атакент (до 1998 года – Ильич). Данные, хранящиеся в этом уникальном музее, говорят о том, что первые попытки создать систему ирригации начались здесь еще в 1869 году, когда генерал-губернатор Туркестанского края Константин Петрович фон Кауфман предложил продолжить в степь древний арык Мирзарабат. Из-за дефицита воды в арыке от этой затеи – выращивать хлопчатник – отказались примерно… на полвека. Расцвет хлопководства в наших краях берет свое начало с конкретной даты – 17 мая 1918 года, именно в этот день Владимир Ленин подписал Декрет об ассигновании пяти миллионов рублей на оросительные работы в Туркестане и об организации этих работ. В 20-х годах началось строительство ирригационных каналов, самым крупным из них был канал имени Кирова, сегодня и он носит другое название – канал «Достык».

Так вот, наша героиня – тогда просто девушка по имени Улшым – работала в одной из хлопководческих бригад отделения Дзержинское совхоза «Пахта-Арал». И как работала! В 30-е годы по всей стране развернулось стахановское движение, люди были словно «заражены» небывалым трудовым энтузиазмом. Совхоз снабжался передовой по тому времени сельхозтехникой. Молодежные бригады искренне, не тая практических наработок, секретов, делились опытом, брали на себя повышенные обязательства по выращиванию рекордных урожаев хлопка-сырца. И сдержали свое слово!

В 1940-м году Улшым Байботаева как героиня-стахановка была командирована правлением совхоза в столицу страны Москву на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). Даже спустя 75 с лишним лет Улшым-апай с восторгом вспоминает о встрече с Москвой, экскурсиях по городу, посещении театра. Девушка на себе ощутила, как здорово, когда твой труд так высоко отмечен, ей очень понравилось быть героиней ударного труда.

Замуж Улшым вышла в июне 1941 года, за 12 дней до начала Великой Отечественной войны. Всенародная беда – война, по крайней мере внешне, мало изменила уклад ее жизни. Улшым вместе с подругами-односельчанками по-прежнему ударно трудилась в хлопководческой бригаде.

17 ноября 1941 года вышло постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О плане сельскохозяйственных работ на 1942 год», в нем подчеркивалось, что «в условиях Отечественной войны с германским фашизмом, временной потери ряда сельскохозяйственных районов особое значение в обеспечении страны продуктами продовольствия и сельскохозяйственного сырья приобретает дальнейшее расширение посевных площадей и повышение урожайности зерновых, технических, овощных культур и картофеля прежде всего в районах Поволжья, Урала, Сибири, Средней Азии, Казахстана».

В январе 1942-го года партийные органы республики с целью «распространения и обобщения передового опыта» провели республиканское совещание передовиков-хлопкоробов Южного Казахстана, тогда же обком партии и облисполком приняли решение «Об организации и работе стахановских школ в колхозах». Школы функционировали во всех крупных колхозах и создавались по отраслям сельскохозяйственного производства. Улшым была в числе тех, кто делился своим опытом работы в этих стахановских школах.

По всему выходило, что посевная 1942 года и все последующие должны были быть кардинально иными.

В 1942 году супруг Улшым Шарипбек ушел на фронт. Тем временем в район стали прибывать эвакуированные, а затем и репрессированные переселенцы. Особенно много в их селе было карачаевцев. Все они были благодарны за предоставленный кров и стремились своим трудом приблизить долгожданный час Победы. Рекорды сбора хлопка не заставили себя ждать. Земляк Улшым – аксакал Арзымбай Жузжигитов – возглавил в республике движение одногектарников. Это когда еще крепкие здоровьем сельчане пенсионного возраста брали гектар земли и выращивали на нем какую-то сельхозкультуру. В 1944 году он получил на своем гектаре 100,5 центнера, а в 1945 году – 105 центнеров хлопка. В Южном Казахстане в 1945 году было 1100 последователей (одногектарников) А. Жузжигитова. Об этом в своей книге «Казахстан – арсенал фронта» написал Манаш Козыбаев.

Автор книги пишет: «Тканью, выработанной из хлопка, который дали Родине за годы войны хлопкоробы республики, можно было полностью обмундировать более семи миллионов бойцов». Эру расцвета хлопководства в районе связывают с именем Александра Орлова, возглавлявшего совхоз «Пахта-Арал» с 1926 по 1949 год. К слову, в 1948 году он стал Героем Социалистического Труда, а сотни работников совхоза – награждены орденами и медалями, в их числе и наша героиня Улшым…

Однако стране нужны были и другие сельхозкультуры – на полях района стали больше выращивать зерна, бахчевых. К середине войны Улшым, родившая первенца-сына Амета, была переброшена на работу в «Заготзерно», работала сутками на току.

Вестей от мужа-фронтовика не было…

Известие о Победе застало Улшым в поле. Люди собрались в конторе «Заготзерна» у репродуктора, с волнением слушали сообщение «Информбюро», а потом плакали и обнимались, смеялись и пели песни. Им всем казалось, что теперь-то уж они заживут полегче…

Официальный документ о том, что ее муж Шарипбек в годы войны пропал без вести, пришел к Улшым лишь в 1946 году. Всё, надежды, что он вернется домой, больше не было. Тогда родня мужа, согласно обычаям народа (чтобы не сиротить ребенка и вдову), выдала Улшым замуж за братишку Шарипбека – Талгата, к слову, тоже фронтовика. Родня помогла построить просторный дом. В семье родились еще трое детей – две дочери и сын. Участок, окружавший дом, был настолько большим, что на нем разбили сад, огород, виноградник и даже бахчевую делянку. Семья держала скотину, птицу. Благодаря труду всех членов семьи они жили крепко, в достатке. Дети выросли очень трудолюбивыми, выучились, разлетелись из родного гнезда. У всех детей Улшын была большая тяга к знаниям, в итоге она и помогла им всем получить высшее образование.

А дальше вы знаете – внуки, правнуки. Все желанные, любимые, дружные. Улшым-апай как магнит для всех них, они тянутся к ней. По-настоящему мудрая, нежная, добрая. Дай бог каждому, кому доведется дожить до стольких лет, быть окруженным такой же заботой, как и Улшым-апай.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

P.S. Завершается год 70-летия Победы. Редакция отдает должное людям, приближавшим Победу в глубоком тылу. Здесь будут уместными слова «всесоюзного старосты» Михаила Калинина, сказанные им в одном из выступлений в 1944 году: «Вы представляете себе, что означает во время войны недостаток продовольствия для армии? Это – нечто близкое к проигрышу войны. Поэтому можно смело оказать, что мы победили фашистов не только тем, что наши войска доблестно сражались, но и тем, что у них были для этого все возможности: хорошее снабжение оружием, хорошее питание и, как следствие, достаточные физические силы».
Низкий поклон вам, дорогие наши ветераны, за ваш доблестный труд!

Реклама