В 2007 году Организация Объединенных Наций приняла решение каждый год 2 апреля отмечать День распространения информации о проблемах аутизма. Обратите внимание, что это решение было принято даже не Всемирной организацией здравоохранения, а Организацией Объединенных наций. Значит, аутизм признан серьезнейшей проблемой мирового значения. Прошло девять лет с этого момента. Стали ли мы больше знать об аутизме? Для огромного числа людей «аутизм» – это нечто покрытое мраком.
Аутизм – это определенное нарушение развития с общепринятой точки зрения. Обычно мозг человека находится в процессе постоянной обработки информации, которая поступает в него с помощью зрения, слуха, обоняния и так далее. А вот особенности аутизма в том, что восприятие этих сигналов нарушено. И таким образом одни сигналы для этих людей становятся очень интенсивными, другие же не замечаются вовсе. В результате нарушаются контакты с миром и люди реагируют на происходящее иначе. Если понаблюдать за таким ребенком со стороны, то складывается ощущение, что перед вами существо, похожее на вас, но прилетевшее на Землю с другой планеты.
Многие задаются вопросом: что такое аутизм – болезнь или особенность развития?
Эти и другие вопросы мы задали одному из южноказахстанских психологов Кларе Усеновой.
– Клара, что может спровоцировать аутизм?
– Согласно данным многочисленных исследований, спровоцировать развитие аутизма у ребенка могут достаточно много факторов, в том числе хромосомные патологии, врожденное недоразвитие нейронных структур, негативное влияние окружающей среды, генетические отклонения и другие причины.
– Каковы признаки аутизма?
– Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку); также он может не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха (которых на самом деле нет). Малыш просто живет в своем мире и полностью в него погружен. Причем его мир окружен определенными рамками. И выход за них для него является трагедией.
Так же характерным проявлением аутизма является обостренная тактильная и аудиальная чувствительность ребенка, которая иногда принимает самые причудливые формы. К примеру, ребенку-аутисту могут не нравиться облегающие вещи – он будет носить только просторную одежду. Тактильные ощущения распространяются не только на одежду и ткани, но и на еду и игрушки. Чувствительность наблюдается и на определенные звуки: механический шум или громкий крик могут спровоцировать агрессию. Ребенок будет затыкать уши, плакать и кричать в ответ.
Люди с аутизмом большие педанты. У них есть свой внутренний распорядок, которого они всегда четко придерживаются. Например, если подошло время обедать, то ребенок молча сядет за стол и будет ждать, когда его покормят.
– Таких детей можно адаптировать к социуму?
– Здесь очень важна роль родителей и, естественно, специалистов. Говоря о нарушении контакта с внешним миром, мы не имеем в виду, что ребенок-аутист полностью изолирован от своего окружения. В любом случае аутист, безусловно, налаживает связь с внешним миром, но делает это доступными ему средствами. Своеобразный эмоциональный контакт устанавливается ребенком-аутистом с теми людьми, к которым он привык с раннего возраста. Но основан он не на привязанности. Аутист будет обращаться к тому, кто хорошо ему знаком, поскольку знает, что он выполняет определенные функции в его жизни (кормит, моет, одевает и т.п.). У детей-аутистов очень высокий уровень тревоги, и люди, к которым они привязаны, влияют на них положительно. Проще говоря, аутист воспринимает как близкого того человека, который удовлетворяет его повседневные потребности. И зачастую для мам детей-аутистов это является большой трагедией, так как они понимают, что их собственный ребенок не воспринимает их как маму. Но с этим родителям придется мириться. Ведь зачастую ребенок-аутист сопротивляется даже любящим объятиям, что также может быть связано с чувствительностью к запахам или нарушением специфического личного пространства, которое ребенок ощущает вокруг себя.
– Таких детей можно назвать умственно отсталыми?
– Нет! Я считаю таких детей умными, а в некоторых случаях гениальными. Я сейчас вам прочту несколько фраз девочки-аутиста. На литературном кружке ее попросили дать афоризмы-определения различным понятиям, и вот что она написала:
АЗАРТ – такое увлечение, когда ничем другим заниматься невозможно, пока силы есть;
АФРИКАНЕЦ – лучший разведчик для ночной разведки;
ВЕТЕР – воздух, который не любит покоя;
УРАГАН – сошедший с ума ветер;
ДЕТСТВО – восход судьбы в человеческой жизни;
КНИГА – вещь, в которой можно сохранить знания и чувства людей во времени;
РОЛЬ – это жизнь, которой живут в игре;
ФОТОГРАФИЯ – это законсервированный образ;
ЧЕРЕП – маленькая костяная коробка, в скелете которой заключена Вселенная;
ФАНТАЗИЯ – ткань для украшения существования души;
ЭССЕ – эмоция, выраженная как мысль.
Ну и скажите теперь, что это не гениально! Но, к сожалению, эти люди, по большому счету, обречены на одиночество. Ведь мало кто сможет до конца понять их внутренний мир.
Татьяна БУРДЕЛЬ.