В психологии есть такое понятие как «синдром гадкого утенка». Многие люди сталкиваются с этой проблемой еще в детском возрасте. Они считают себя некрасивыми, часто не уверены в своих силах и возможностях, они не любят себя и постоянно критикуют. Пронести эту проблему они могут через всю свою жизнь.
ТЫ САМЫЙ ЛУЧШИЙ
Она с завистью смотрела на своих соседок по палате. Они тетешкались со своими новорожденными малышами, а ей третьи сутки не показывали ребенка. В голове уже не молоточком, а набатом бил один вопрос: «Где мой ребенок?!»
Медперсонал ничего вразумительного, кроме «подождите мамаша, скоро принесут», не отвечал.
И вот через четверо суток в палату строем вошли врачи. Один из них сразу присел на краешек ее кровати и заговорил нарочито, как ей показалось, ласково и спокойно:
– Вы знаете, мы не могли определить, что с вашим ребенком. Дело в том, что на лице у него большие красные пятна. Нам необходимо было установить причину. Обследовав вашего малыша, мы выяснили, что это не аллергия, а просто родимые пятна.
– На все лицо?
– Ну, вы не расстраивайтесь. У вас же мальчик. Со временем отрастит усы, отпустит бороду и будет не так заметно.
Сразу после разговора ей принесли сыночка. Она ожидала увидеть пятна, но оно было одно… На все лицо… Бордового цвета.
«Да тут борода не поможет. Тут по всему лицу растительность надо пускать, включая веки и лоб», – промелькнуло в ее голове.
Она нежно поцеловала своего долгожданного первенца и вслух произнесла: «Ничего сынок! Гадкий утенок может стать прекрасным лебедем! Ты у меня самый лучший и самый красивый».
С тех пор прошло 20 лет. Со временем пятна на лице исчезли, все и думать про них забыли. Только мама помнила тот день, когда впервые увидела своего мальчика, как она тогда начала лихорадочно соображать, какими словами поддержит в будущем своего ребенка, чтобы он не чувствовал себя изгоем.
АТУ ЕГО! АТУ!
Вся наша жизнь связана с коллективом: детский сад, школа, институт, работа… И оказаться «не таким, как все» из-за физического недостатка или другой проблемы, в принципе, может любой человек в любом возрасте. Во всяком коллективе есть лидеры, к которым все тянутся и берут с них пример.
Изгои – это полная противоположность. Таких не любят, не хотят с ними общаться, стараются унизить и обидеть. Чаще всего с этой проблемой человек сталкивается уже в детском саду и школе. А дети, как известно, народ жестокий. Они еще не понимают настоящих ценностей, потому и оценки ставят на уровне своего еще незрелого сознания.
Вспомните время, когда вы учились в школе. У вас в памяти непременно возникнет образ тех ваших одноклассников, общения с которыми все избегали. Причем лишали человека общения зачастую не из-за личной неприязни – срабатывало стадное чувство.
Травлю ребенка одноклассниками показал в своем фильме «Чучело» режиссер Ролан Быков. Когда картина вышла в прокат, классная руководительница повела наш класс на просмотр. На нас тогда история травли девочки произвела неизгладимое впечатление. Многие в кинозале плакали. И, знаете, фильм сделал свое дело. Наш класс стал намного дружнее, и не было, во всяком случае явного, отвержения кого-либо.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
Человек – существо социальное. И, собственно, от того, как он научится создавать межличностные связи, зависят его дальнейшая жизнь и успешность. Последствия травли могут вылиться в отчаянные поступки ребенка. Хорошо, если родители вовремя придут на помощь и помогут правильно сориентироваться, чтобы он не чувствовал себя изгоем. В противном случае свою «никчемность» он может чувствовать всю жизнь.
Так как же помочь ребенку?
«Родители должны постараться освободить своего ребенка от этого клейма, – рассказывает директор центра семейного воспитания ЮКО Людмила Калатур. – Если вы видите, что вашего ребенка сторонятся, необходимо тактично выяснить почему. Что именно заставляет сверстников так к нему относиться? Также родители должны знать, что ребенок чувствует себя изгоем лишь в том случае, если сам считает себя ущербным, если сильно переживает по тому или иному поводу. Помогите ребенку раскрыть себя, найти в себе таланты. Ведь каждый человек талантлив и обладает определенным даром. Просто это нужно рассмотреть. И как только ваш ребенок почувствует в себе нечто особенное, он уже не будет думать об этой проблеме и его поведение изменится».
Психологи дают родителям практические советы, как решить проблему детской «забитости».
1. Главное – любите и поддерживайте ребенка таким, какой он есть. Старайтесь понять его чувства, причины его поступков. Разделяйте личность ребенка и его поступки. Каждый из нас иногда может оказаться не на высоте (мы ведь не святые), но от этого мы не становимся «слабаками», «неумехами» или «тупицами». Помните, что такие ярлыки снижают самооценку ребенка и подрывают его веру в себя. Ребенок должен быть уверен, что его понимают и ценят вне зависимости от его успехов.
2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
3. Не стоит торопить ребенка. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомиться, приглядеться, понять законы, которым подчиняется та или иная ситуация, будь то компания сверстников, новый учитель или новая квартира. Только убедившись, что ему ничего не угрожает, он сможет адаптироваться к новым условиям.
4. Не игнорируйте страхи ребенка. Бессмысленно говорить «да ничего страшного здесь нет». Он не поверит. Просто дайте ребенку возможность почувствовать себя в безопасности. А что лучше всего прогоняет страх? Вспомните свое детство. Что вы делали, когда вам было страшно? Правильно, бежали к маме или папе. Так вот, лучшее лекарство от страха – это ласка.
5. Не кричите на детей. Помните, крик – признак беспомощности.
6. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глазами: это вселит к вам доверие со стороны ребенка.
7. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где он смог бы проявить свои таланты, достоинства, чтобы обрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников.
8. Стремитесь к развитию своего ребенка. Чем больше он будет знать и уметь, тем более увереннее будет себя чувствовать.
«ГАДКИЕ УТЯТА» – ГЕНИИ
История знает немало примеров того, как «гадкие утята» впоследствии становились великими людьми.
Например, Константин Циолковский страдал тугоухостью. Идеолог космонавтики в детстве переболел скарлатиной и стал плохо слышать. Он мог улавливать только обрывки фраз своего учителя, что стало причиной плохой успеваемости. Во втором классе он остался на второй год, а в третьем и вовсе был исключен за неуспеваемость.
Людвиг ван Бетховен, лишившись в расцвете лет слуха, драгоценного для любого человека и бесценного для музыканта, смог преодолеть отчаяние и обрести истинное величие. В жизни Бетховена было много испытаний: тяжелое детство, раннее сиротство, годы мучительной борьбы с болезнью, разочарование в любви и предательство близких. Но чистая радость творчества и уверенность в собственном высоком предназначении помогли гениальному композитору выстоять.
Альберт Эйнштейн в детстве не был вундеркиндом. Многие вообще сомневались в его полноценности, а мать даже подозревала врожденное уродство своего ребенка (у Эйнштейна была большая голова). В школе, где будущий гений зарекомендовал себя замкнутым, ленивым, медлительным и почти ни на что не способным, все смеялись над ним. А учителя говорили, что из Альберта никогда и ничего путного не выйдет. А вышел гениальный физик, определивший направление мировой науки на десятилетия вперед.
Татьяна БУРДЕЛЬ