В шымкентском городском маслихате четвертый месяц работает депутатский корпус шестого созыва. В нашей редакции накопились вопросы, которые шымкентцы адресовали народным избранникам. Ответить на них мы попросили секретаря шымкентского городского маслихата Нурлана Бекназарова.
– Нурлан Кудиярович, что значимого сделано депутатами Шымкента за этот промежуток времени?
– Состоялись три сессии гормаслихата. Первая, прошедшая 25 марта этого года, по традиции была организационной, на ней депутаты избрали секретаря гормаслихата, председателей и членов пяти постоянных комиссий гормаслихата. На второй внеочередной сессии, состоявшейся 3 мая, мы внесли изменения и дополнения в бюджет города, в составы комиссий и советов, в структуру штатов аппарата гормаслихата, в смету расходов на обеспечение деятельности гормаслихата и его аппарата на 2016 год. На третьей сессии, заседание которой прошло 14 июня, были заслушаны отчеты горакимата и ревкомиссии по ЮКО об исполнении бюджета города Шымкента за 2015 год. Также перед нами отчитались отделы города – архитектуры и градостроительства, земельных отношений, образования, все четыре райакимата – Абайский, Енбекшинский, Аль-Фарабийский и Каратауский. И это только часть из рассмотренных и принятых документов.
За этот период в гормаслихат поступило 165 обращений, направлены 27 депутатских запросов в компетентные органы по актуальным вопросам своих избирательных округов. Все 29 депутатов города являются членами комиссий, созданных при акимате города по тем или иным вопросам. То есть ни одно из важных решений, событий в городе не обходится без участия народных избранников.
– Поднятие тарифа на проезд в городском общественном транспорте Шымкента – за это решение горожане особенно «благодарны» депутатскому корпусу 5-го созыва. Новая цена 70 тенге за один проезд очень ощутимо сказалась и сказывается на семейном бюджете шымкентцев, пользующихся городским общественным транспортом. Чувствуете ли вы, весь депутатский корпус, какую-то моральную ответственность за это решение?
– Мы оттягивали его принятие до последнего. В этом смысле спасти положение помогала компания Green Bus Company, которая не только завезла в город 200 новых автобусов, но и была согласна работать по старому тарифу 50 тенге. Решение о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте было принято рабочей группой, созданной распоряжением акима города Шымкента №5-с от 8.01.2016 года и согласовано на сессии маслихата от 17.03.2016 года.
Вспомните ситуацию прошлого года. Резкое повышение цен на горюче-смазочные материалы и запасные части привело к нерентабельности маршрутов и к перебоям в обслуживании пассажиров общественным транспортом. А согласно Закону РК «Об автомобильном транспорте» тариф на перевозку пассажиров в общественном транспорте может пересматриваться в случае повышения цен на ГСМ и запасные части на 10%. Вы поймите, удержание тарифа могло привести к полной остановке общественного транспорта, поэтому повышение тарифа с 50 до 70 тенге – это была вынужденная мера.
И потом, не забывайте, что на основании меморандума, заключенного между горакиматом и ассоциациями перевозчиков («Южавтотранс» и «Онтустик Транс Кулагер»), в которые входят 28 транспортных компаний Шымкента, в городских общественных автобусах предусмотрен бесплатный проезд для участников ВОВ и тружеников тыла, награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 года», многодетных матерей – обладательниц подвесок «Алтын алка», «Кумис алка», для инвалидов первой группы по зрению с одним сопровождающим лицом и для почетных граждан города. Дети до семи лет ездят в общественных автобусах бесплатно, с 7 до 15 лет оплачивают 50 процентов стоимости проезда, то есть 35 тенге, а проезд для пассажиров от 15 лет и старше стоит 70 тенге. Для студентов колледжей и вузов сделано исключение – при наличии студенческих билетов они платят по 50 тенге. Ни в одном из нормативных правовых актов не указывается, что эти категории граждан должны ездить бесплатно. Эти льготы предоставляются по инициативе горакимата и депутатов гормаслихата, вышедших с соответствующим предложением к транспортникам. Они эту инициативу поддержали и перевозят в автобусах вышеперечисленных льготников за свой счет.
– А почему нет должного контроля за ритмичным графиком движения автобусов, культурой вождения, чистотой в салонах автобусов? Лишь один пример. Еще в начале года на отчетной встрече акима города Шымкента с населением было обещано, что маршрутное такси №125, которое едет в дальний жилой массив «Жанаталап», заменят на мини-автобусы №125. Это обещание просуществовало лишь месяц, пустили для показухи мини-автобусы – и все заглохло. Опять людям приходится ждать по полчаса на солнцепеке, ехать в битком набитых маршрутках или с пересадками, а это ведь тоже деньги.
– Регулярность работы общественного транспорта, в том числе маршрута №125, отслеживается автоматизированной системой наблюдения (GPS), показатели которой на сегодняшний день удовлетворительные. Что касается культуры вождения и чистоты в салонах, то контроль за работой общественного транспорта на линии ведется постоянно. Делается это совместными усилиями отдела ПТ и АД города Шымкента, ТОО «Центр диспетчерской службы» и руководством транспортных компаний.
По поводу вместимости транспорта: руководству ТОО «Асыл», обслуживающему микроавтобусный маршрут №125, внесено предложение о замене микроавтобусов на автобусы большей вместимости.
К сведению шымкентцев: для обслуживания отдаленных районов города планируется организация 10 социально значимых автобусных маршрутов, один из которых будет направлен в жилой массив «Жанаталап».
– Нурлан Кудиярович, почему сайт шымкентского гормаслихата такой, мягко выражаясь, никакой, не обновляемый? На официальном сайте акимата города Шымкента shymkent.gov.kz в рубрике «Маслихат» помещен «График приема граждан депутатами шымкентского городского маслихата». Поверьте, дозвониться до некоторых депутатов по указанным в этом графике телефонам – задача не из простых. Бывает, когда пытаешься дозвониться по конкретному номеру телефона, слышишь в ответ: «Набранный вами номер не существует». Можно же оперативнее корректировать данные.
– Мы буквально на днях запускаем обновленную версию нашего сайта. Только-только завершили сбор всех необходимых данных. После их размещения на сайте любой желающий может узнать данные о депутате, о границах его округа (то есть интересы жителей каких улиц, микрорайонов этот депутат представляет в маслихате), график личного приема граждан и номера телефонов депутатов.
– Обычно, когда к нам звонят читатели с той или иной затянувшейся проблемой, мы у них спрашиваем, к кому они уже обращались за решением: в акимат, в прокуратуру, к депутату. На что слышим ответное: а кто наш депутат, мы не знаем… Ну как же так, всего три месяца прошло, а вы уже не помните, за кого голосовали?
– Вот именно. Нам тоже часто звонят, спрашивают координаты депутатов. Я склонен думать, что человек, не знающий своего народного избранника, скорее всего, не ходил на выборы, проигнорировал свои избирательные права. Не будет же сам депутат ходить по дворам и кричать: «Вот он я – ваш депутат! Подходите ко мне, я пришел решить ваши проблемы!»
– К городу недавно присоединились 40 населенных пунктов. Их инфраструктура большей частью находится в запущенном состоянии, а люди хотят жить хорошо уже сейчас, ведь они стали горожанами. Что может сделать один депутат для решения таких проблем? Мы можем это рассмотреть на примере, скажем, поселков Айнатас, Нефтеразведка и Тогус? К нам часто обращаются их жители, и все потому, что у них до сих пор нет нормального водоснабжения, канализации.
– Интересы жителей поселков Айнатас, Жыланбузган, Маятас, Елтай, Тогус, Нефтеразведка (ранее они относились к Толебийскому району), а также Базаркакпа, Турдабад и Абдулабад (ранее они относились к Сайрамскому району) в городском маслихате представляет депутат Марат Тамабаев. Территориально теперь они относятся к Енбекшинскому району. Этот избирательный округ только образовался, в нем достаточно много проблем – шутка ли, девять поселков, раскиданных на огромной территории. К чести депутата, надо отметить его деловой подход к решению проблем этих поселков. Марат Сарсекович за прошедшие три месяца неоднократно встречался с жителями этих поселков. В этих встречах приняли участие бии, сотрудники районного акимата, представители коммунальных служб. Был намечен конкретный план действий. Недавно состоялась встреча акимов города Шымкента, Толебийского и Сайрамского районов, в ходе которой было достигнуто соглашение о передаче к 1 июля 2016 года на баланс отдела ЖКХ Шымкента водопроводных сетей, ранее принадлежавших водоканалам этих районов. Особенность предстоящей процедуры заключается в том, что водопроводные сети должны быть в РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ!
– Да уж. Трудно представить, как это сделают райводоканалы в оставшиеся дни, если они годами накапливали эти проблемы…
– В ходе встреч с жителями, знакомства с территориями поселков была выявлена еще одна вопиющая проблема – сброс канализационных стоков, текущих из многоэтажек поселка Нефтеразведка, в реку Бадам. Здесь, в городе, мы создаем зону отдыха «Бадам», тратим многомиллионные бюджетные средства, а вверх по течению сливают в реку нечистоты! Но и эта проблема вскоре найдет свое решение.
Жители этих девяти поселков обратились к своему депутату с просьбой привести в порядок дорожные знаки на автодорогах, пролегающих через эти населенные пункты. Марат Сарсекович и сотрудники отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента выехали на место, изучили обстановку и наметили, где какие дорожный знак, светофор, скоростемер, «зебру» надо установить. По этим вопросам даны поручения, у каждого из которых свои сроки исполнения.
– Мне лично нравится такой подход к решению проблем: совместный с райакиматом, службами города.
– Согласен, это продуктивно. Например, в Енбекшинском районе (что очень удобно) есть папки по развитию района. Скажем, пришли жители такой-то улицы с просьбой заасфальтировать ее. Открываем соответствующую папку и видим сроки – на такой-то улице тогда-то будет проводиться средний ремонт или капитальный, или же ямочный ремонт. Обратившийся человек получает конкретный и оперативный ответ на свой вопрос.
– В чем вы видите задачу, миссию депутата гормаслихата?
– Если без лирики, то задача депутата – выражать волеизъявление своих избирателей. У каждого из депутатов есть утвержденный график встреч со своими избирателями. Это регулируется и законом, и регламентом маслихата. Но мое личное мнение – депутат должен находиться в постоянном контакте со своими избирателями, особенно с активистами — домкомами, уличкомами, председателями кондоминиумов. Вот тогда будет ощущаться результат совместной работы, и наша жизнь станет лучше, комфортнее, осмысленнее.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА
Справка
Шымкентский городской маслихат: г. Шымкент, пр. Тауке хана, 6.
Адрес электронной почты: maslihat shm@mail.ru
Секретарь гормаслихата Нурлан Кудиярович Бекназаров, тел. 53-00-17.
Руководитель аппарата – Садибеков Женис Жаксылыкович, тел. 53-00-19
Телефоны специалистов: 53-61-66, 53-00-02 и 53-79-30.