В Казахстане появилось движение, спасающее еду от порчи

783

В Казахстане совсем недавно появилось движение «фудшеринг». Цель сторонников фудшеринга – спасти еду от порчи и сделать это доступным способом. Проще говоря, не дать еде пропасть окончательно в недрах помоек.

ОБО ВСЕМ ПО ПОРЯДКУ

Движение фудшеринг зародилось в Германии. И почему-то я вовсе не удивляюсь тому, что именно немцы стали спасать еду. Я не думаю, что делать это они начали из побуждений накормить все человечество. На мой взгляд, все гораздо проще – сработало врожденное чувство экономии. О практичности немцев всем давным-давно известно…

Итак, фудшеринг – это проект по «спасению» абсолютно нормальной, съедобной, вкусной еды, которую собрались выбросить на помойку, потому что так предписывает закон.

По данным европейской комиссии, порядка 40 % пищевых продуктов теряется после сбора урожая во время обработки и потребления. Из оставшихся продуктов до 40 % теряются у потребителей после покупки.

Движение фудшеринг решило, что люди должны быть более ответственными за свои пищевые отходы. Приверженцы этой идеи создали интернет-платформу, с помощью которой делятся со своими сторонниками информацией о том, где, в каком контейнере вы можете найти еду. Здесь же люди могут сообщить об излишках своей еды и поделиться ею с нуждающимися.

Справедливости ради отмечу, что фудшеринг не единственное движение по спасению еды.

В начале 2000-х годов в Америке зародилось понятие «фриганизм» – (англ. Freeganism от free – «свободный» и vegan – «веганизм»). Его приверженцы стремятся к минимизации потребляемых ресурсов. В качестве источника продуктов питания и других материальных благ фриганы используют мусорные свалки, контейнеры с отходами и подобное. Фриганы не желают являться частью экономической системы купли-продажи.

Например, в Москве недавно вышла карта….помоек! Разгулявшийся в России финансовый кризис заставляет москвичей находить нестандартные решения для экономии оскудевших личных бюджетов. Одно из них – переход на питание продуктами с помоек. Систематизировать их и составить интерактивную карту мусорных контейнеров, в которых можно поживиться более-менее пригодной к употреблению едой, взялись столичные волонтеры, сообщило местное издание «Московский комсомолец». Главным образом, уточняет издание, это касается помоек у крупных сетевых гипермаркетов, которые регулярно выбрасывают продукты с истекшим сроком годности. Делать это требует законодательство. В то же время, согласно санитарным нормативам, на упаковках продуктов указывается дата, после которой их всего лишь не рекомендуется употреблять, а не когда они становятся действительно опасными для жизни и здоровья. Однако продавать такую еду уже нельзя, и она отправляется на помойку. При этом сотрудникам магазинов категорически запрещается забирать подобные продукты домой под страхом увольнения. Вот народ и заглядывает периодически в контейнеры супермаркетов.

СТРАННОСТИ КАПИТАЛИЗМА

«Экономика должна быть экономной» – этот тезис прозвучал на XXVI съезде КПСС в отчетном докладе генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева. Учитывая пустые полки магазинов в СССР и всеобщий дефицит товаров – экономили тогда очень даже жестко. Так сказать, по требованию времени.

После краха социализма мы начали делать шаги в капитализм, мечтая об изобилии. И не зря мечтали. Сегодня полки магазинов в буквальном смысле слова ломятся от количества произведенного товара (правда, в нашем случае чаще всего завезенного). Более того, часть из этого не доходит до столов казахстанцев, а, покрасовавшись на полочках, отправляется в мусорные контейнеры.

И здесь стоит подчеркнуть, что производить меньше, учитывая высказанное, никто не собирается. Наоборот, товаропроизводители заинтересованы в расширении своего бизнеса, чтобы увеличить свой капитал. А уж сколько там продуктов пропадет – не так важно. Денежный комбайн запустился, и чем больше вспашешь – тем больше получишь. Перекрыть же расходы на продукты, которые не привлекли покупателей и оказались в мусорке, можно. Эта система тоже уже давным-давно продумана и заложена в прайс. Стоит помнить, что производитель не позволит себе остаться в накладе и сделает все возможное, чтобы не потерять в финансах.

А теперь перейдем к самим потребителям. Я могу понять людей, которые пережили голодные годы войны, потом жили в стране тотального дефицита, а после развала Союза им вообще временами нечего было есть и когда наконец-то в магазинах стала появляться еда, причем разнообразная, первое время «хватали» все – своеобразный «синдром блокадника». Да еще и яркая реклама, появившаяся на экране, постоянно провоцировала на трату средств.

Но, наевшись и попривыкнув к рекламе, поколение того времени перешло в привычный режим экономии.

ПОМИНКИ ПО ЕДЕ…

Недалеко от моего дома стоят контейнеры с мусором. Каждый раз, вынося пакеты, я вижу одного и того же дедушку, который методично, изо дня в день, перебирает отходы.

«Зачем столько покупают люди продуктов, если потом все выбрасывают в мусорку?» – как-то задал он мне этот вопрос. А я не нашлась, что ему ответить. И правда, зачем?

«Вы не подумайте, я не бомж. Мне просто жалко продукты. Зачем они здесь пропадают? Вот и собираю для своих животных. И знаете, что самое обидное – люди хлеб стали выбрасывать! Когда такое было?! Совсем зажрались!» – такими словами закончил свой монолог дедушка.

И как же он прав! С одной стороны, мы жалуемся на кризис и говорим, что «жить становится с каждым днем все сложнее», а продукты отчего-то оказываются в мусорном контейнере.

И выбрасывают продукты не только население, но и супермаркеты. Дело в том, что «согласно утвержденному правительством постановлению, продукция с истекшим сроком годности подлежит утилизации. Место для утилизации выбирают местные исполнительные органы. Одну категорию продуктов закапывают, другую отправляют в яму Беккари», – рассказывает ведущий специалист департамента по защите прав потребителей ЮКО Шолпан Кожбаева. – Но продукты не уничтожаются сразу. Прежде создается специальная комиссия, которая выясняет степень испорченности продукта, проводятся лабораторные анализы. Если просроченный товар был обнаружен на прилавке магазина, то его отправляют производителю и обязывают его провести утилизацию».

Как проводится утилизация, я спросила у знакомой, которая работает в одной из крупных продуктовых компаний.

Она рассказала, что все просроченные пакеты, баночки, коробочки выносятся на задний двор. Затем их вскрывают и скидывают все содержимое в один контейнер или коробку, которые потом вывозят в специально отведенное место и там уже захоранивают.

Но производители стараются не доводить свой товар до такого состояния и пытаются реализовать его любыми способами – мотивируют своих реализаторов, рекламируют и так далее.

Многие перед истечением срока годности устраивают распродажи. В нашей стране нет пока того европейского опыта, когда продукцию с истекающим сроком годности просто бесплатно отдают нуждающимся людям. Мы все еще доводим продукты до состояния «протухлости». Получается, что лучше выкинуть, чем отдать.

ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «ХАЛЯВА»

Лично я приветствую движение фудшеринг и рада, что оно появилось в Казахстане. Кстати, я зашла и на сайт казахстанского фудшеринга, где люди друг с другом делятся едой. И хотя этот сайт заработал совсем недавно, у него уже есть свои постоянные посетители, в том числе и магазины, которые сами предлагают здесь забрать у них тот или иной продукт. Согласитесь, что это лучше, чем мусорный вариант.

Собственно, цель движения не накормить всех голодных, а спасти еду. Люди отдают буквально все – от гречки, риса, приправ, тортов до мясных продуктов.

Вот, например, какие объявления размещают пользователи на сайте:

«Отдам 2 ?арта и 2 жал жая», «Есть несколько пакетов хлеба, позавчерашний уже. Черный, кукурузный, пшеничный. Не заплесневелый. Идеально подходит для сухарей и других кулинарных целей. Причина раздачи – некому съесть», «Друзья, отдам даром капусту, свежие фрукты. Актобе», «Отдам даром печеные сладости. Некому есть, гости принесли. Все свежее: кексы, рулеты со сгущенкой и что-то похожее на панкейки со сгущенкой внутри. Астана», «Продуктовый магазин «Арай» в ЖК «Дипломат» и его владелец Виталий передает клубничную Fanta, целый пакет, около 25-35 шт.! Приезжайте, забирайте».

И таких объявлений на сайте уже много. Причем отмечу, что продукты разбираются быстро.

Новым владельцем еды обычно становится тот, кто первым оставит заявку под объявлением. Если же он не приедет за продуктами, то их получит следующий желающий.

На мой взгляд, это движение помогает не только спасти продукты, но и спасти людей, которые оказались в затруднительном финансовом положении. Фудшеринг – это выход для больших семей, пенсионеров и людей, не имеющих работы.

Может быть, кто-то и посчитает фудшеринг чем-то «неэстетичным», но мне бы хотелось привести здесь одну народную поговорку: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся!»

Иногда жизнь делает такие кульбиты, что еще вчера ты был преуспевающим, допустим, бизнесменом, а сегодня тебе уже нечего есть. Кроме того, мне кажется, что это движение еще и пробуждает в человеке его лучшие качества. Люди делятся с ближним своим. Не пытаются тебе втюхать товар за деньги, а отдают бесплатно. Только возьми.

Мне кажется, что крупные супермаркеты должны взять на вооружение этот опыт. Ведь, в конце концов, от них много не убудет, если они поделятся едой (тем более что по закону ее все равно заставят выбросить) с теми, кто в ней нуждается.

И сколько людей тогда скажет «спасибо!».

Татьяна БУРДЕЛЬ

Реклама