Семь утра выходного дня, город еще спит. Но уже через несколько часов он проснется , и люди побегут-поедут-пойдут размеренным шагом по своим делам. И мало кто в этой суете заметит, как чисто на городских улицах и во дворах. Никто в беготне дней не остановится, чтобы сказать спасибо тем людям, которые убирают за нами наш мусор, тем, кто в четыре утра стоит на остановке в ожидании дежурного автобуса, который повезет их на работу… До восьми утра они должны навести в Шымкенте идеальный порядок.
Их лица прикрыты настолько, что за толстым слоем марли или платка их не разглядеть. Зачастую нам, прохожим, не рассмотреть даже их глаз – они скрыты за темными стеклами простеньких солнцезащитных очков. И дело здесь не только и не столько в боязни быть узнанными, это, скорее, мера безопасности, ведь результаты жизнедеятельности города так просто с улиц не соскоблить: пыль, поднимающаяся с каждым движением метлы или лопаты, мешает дышать полной грудью. Но это сейчас, летом, а зимой, на морозе, им приходится долбить каждый метр заледеневших тротуаров, очищая их от наледи и делая удобными для нас, пешеходов.
Зинагуль Сырлыбаева – молодая женщина. Несколько лет назад она окончила вуз и получила диплом. Вот только поработать по специальности у нее так не получилось. Зинагуль решила не сидеть в ожидании того, пока где-нибудь откроется вакансия, а пошла в ЛТД «Турмыс» работать дворником. С тех пор она ни разу об этом не пожалела. Говорит, такая работа лучше всего подходит женщинам.
«Я – молодая мама. А что нужно, чтобы вырастить детей достойно? Чтобы мама как можно больше времени уделяла своим детям. И у меня это получается. Утром, пока дети еще спят, я выхожу на работу. С 9:30 до 10:30 у меня перерыв на обед. Сам рабочий день длится до двух дня. Все остальное время я дома, с детьми. А что еще нужно женщине?» – говорит Зинагуль.
Ей вторит бригадир Замзам Кальчураева. В отличие от Зинагуль, у нее нет диплома о высшем образовании, да и работать она начала лишь семь лет назад: «Я как замуж вышла, всю жизнь дома сидела, детей воспитывала. Но ситуация изменилась, и мне пришлось искать работу. Семь лет назад я пришла в ЛТД «Турмыс», с тех пор и работаю».
Женщины говорят, что работа эта несложная да и трудностей особых нет. Хотя, как выяснилось, они всего недоговаривали. Вместо них о трудностях, с которыми каждый день сталкиваются рядовые сотрудники компании, занимающиеся уборкой улиц и дворов, а проще говоря, дворники, рассказал начальник отдела ручной санитарной очистки Максат Ермекбаев: «В обязанности сотрудников моего отдела входит наведение порядка на улицах и во дворах, но подметать подъезды и площадку на входе в подъезд они не обязаны, как не обязаны разгребать стихийные свалки, которые устраивают жители. Чистоту все любят, но население многоэтажного сектора порой забывает известную истину: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. А если наши сотрудники делают замечание или просят донести мусор до бака, а не оставлять возле беседки во дворе или у лавочки у подъезда, им обязательно ответят в духе: «Вы за это деньги получаете, вот и убирайте!».
Максат говорит об этом и тут же добавляет: «Сколько мы встреч с жителями проводили, сколько рейдов с сотрудниками акиматов и участковыми – все бесполезно. Люди, привыкшие создавать вокруг себя свалку, так и продолжают это делать. Я просто очень хочу, чтобы те, кто прочитает этот материал в газете, немного задумались. Дворники такие же люди, как и вы. Да, они получают зарплату, но в их обязанности вовсе не входит доносить ваш мусор до контейнеров или, уж простите за такие подробности, убирать фекалии тех, кто почему-то до дома свое «добро» не донес и вывалил прямо на детской площадке или в беседке. А ведь нередко нашим женщинам приходится убирать и это».
К слову, в обязанности дворников действительно входит только уборка дворовой территории, а это: площадка, дорожки, прибордюрные, прилотковые и лотковые территории. А что касается чистоты в подъездах, то тут все зависит от того, какой тип уборки предпочитают жители, говорит заместитель акима Енбекшинского района Александр Малахов.
«Жильцы общим собранием решают, кому доверить уборку подъездов. Все это обязательно отражается в протоколе собрания. Решение считается принятым, если за него проголосовали 67% жильцов дома. Следующий шаг – заключение договора. Вот только прежде чем принять решение, я настоятельно рекомендую жителям ознакомиться с условиями, потому что у разных компаний они разные. Кто-то просто проводит раз в неделю влажную уборку. Кто-то обещает мыть подъезды, включая перила и панели раз в три дня. Чтобы потом не было недоразумений, придите в акимат района, у нас есть координаты компаний, предоставляющих такие клининговые услуги населению. Изучите их на общем собрании. И уж только после этого решайте, кто будет наводить чистоту в вашем доме. Но я еще раз хочу подчеркнуть, дворники, которые наводят порядок во дворе, не обязаны убирать в подъездах. Кстати, нередко люди доверяют уборку подъездов своим дворникам — заключают с ними договор, потому что видят, что те очень добросовестно убирают», – поясняет Александр Малахов.
Помимо компаний, предлагающих услуги по уборке подъездов, жители вправе заключить договор не с организацией, а с частным лицом. Иногда они договариваются с кем-то из жителей этого же дома и платят ему за уборку. Самая большая проблема там, где квартиры сдаются посуточно, – платить за уборку в таких подъездах никто не хочет.
Кстати, в Енбекшинском райакимате составлен даже свой рейтинг микрорайонов, в которых люди к своим домам относятся бережно.
«В такие дома просто приятно заходить – у них подъезды сияют. Есть у нас два дома в микрорайоне «Восток», – рассказывает замакима Енбекшинского района. – В один заходишь и радуешься – все чистенько, аккуратно, а рядом второй стоит – в него заходить не хочешь: подъезд весь грязный, оплеванный, окурки кругом валяются. Вот и скажите, как назвать тех, кто живет в том, втором, доме?»
…Жить в грязи или в чистоте – выбор каждого. Я помню, когда-то мы тоже жили в многоэтажке. У нас не было дворника, мы ни с кем не заключали договор, а просто организовали дежурство. Каждый день подъезд мыли жители одной из квартир. У нас в подъезде их было восемь, так что дежурство выпадало раз в неделю. Мы не говорили: я живу на пятом, поэтому на первом пусть сами убирают, как и жители первых этажей не говорили, что им нечего делать на пятом… Со временем тип уборки слегка изменился. Сначала убирали жители пятого этажа до четвертого, те – до третьего, и так по цепочке. И в подъезде всегда было очень чисто. На панелях никто ничего не рисовал и не писал. А потом началось соревнование, чей подъезд лучше. Сначала наши соседи сделали ремонт своего подъезда: обновили краску на панелях и перилах, потом мы, а потом и остальные решили не оставаться в стороне. Сейчас, когда захожу в некоторые подъезды, невольно вспоминаю свой дом и иногда радуюсь, что жители этой многоэтажки по-настоящему любят ее, а иногда содрогаюсь от вида грязи и мусора – неужели здесь можно жить и каждый день проходить мимо сваленных в кучу окурков, пакетов с мусором….
«А ведь нередко жители, которые не любят наводить порядок в своем подъезде, звонят нам и высказывают за собственный мусор в подъезде. Как, вы думаете, нам поступать в этом случае?» – спрашивает меня в конце беседы замакима Енбекшинского района Александр Малахов.
Уважаемые читатели, а вы-то как считаете?
Саида ТУРСУМЕТОВА