За шесть месяцев 2016 года в департамент по защите прав потребителей ЮКО и подведомственные районные (городские) управления защиты прав потребителей по телефонам «горячей линии» обратилось 417 граждан. Из них 24% приходится на жалобы, связанные с нарушением прав потребителей в сфере розничной торговли.
Что касается письменных заявлений, здесь ситуация следующая: из 204 заявлений и жалоб 38 приходится на сферу торговли (19%). Об этом рассказал главный специалист департамента по защите прав потребителей ЮКО Марат Тулебаев.
Причем большинство жалоб касается не столько рынков, сколько магазинов.
По словам специалистов, анализ письменных и устных обращений граждан показывает три основных вида нарушений прав потребителей — отказ в обмене или возврате товара, предоставление некачественного товара и некорректное поведение продавцов.
Отказ в обмене или возврате товара является наиболее часто встречающимся нарушением прав потребителей, закрепленных в ст.14 и ст.15 Закона РК «О защите прав потребителей», и одновременно нарушением обязанностей торгующих субъектов, которые согласно ст.30 данного закона обязаны по одному из ниже приведенных вариантов:
соразмерно уменьшить покупную цену,
безвозмездно устранить недостатки товара,
возместить расходы покупателя, если он на свои средства устранил недостатки товара,
заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула),
заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены,
расторжение договора и возврат уплаченной за товар денежной суммы.
Предоставление покупателю некачественного товара, как правило, связано с нарушением одного из первейших прав потребителя — права на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре (услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) согласно ст.7, ст.10 Закона РК «О защите прав потребителей» и п.28 «Правил внутренней торговли», утвержденных приказом и.о.министра национальной экономики № 264 от 27 марта 2015 года. Это также является нарушением обязанностей продавца (изготовителя, исполнителя) согласно ст.25 и ст.26 Закона РК «О защите прав потребителей».
Третья по популярности группа жалоб потребителей — некорректное поведение продавцов, связанная зачастую с элементарным обманом покупателя. И не все потребители знают, что данные нарушения их прав подпадают под действие части 1 ст.190 «Обман потребителя», ст.434 «Мелкое хулиганство» (рассматриваемых органами внутренних дел) и части 1 ст.193 «Нарушение законодательства РК о регулировании торговой деятельности» Кодекса об административных правонарушениях РК.