Когда Шымкент становится Родиной

1657

Супружеская пара педагогов… Среди ваших знакомых есть такие? Согласитесь, сегодня подобные семьи – большая редкость. Об одном из таких союзов РАБАТ расскажет своим читателям.

ОН

Шаломов Иосиф Ильич. Тысячи наших земляков помнят его как директора школ №№8, 9 и, конечно же, 1-й, имени А. Пушкина. Но все это будет потом. Начну по порядку.
Путь к высшему образованию для Иосифа, родившегося в 1915 году в Казалинске, городке возле Аральского моря, был предопределен революцией, открывшей небывалые ранее возможности для детей «рабочих и крестьян». После окончания школы паренек, который ни слова не знал по-русски, зато свободно говорил на казахском, узбекском и даже фарси, уехал в Ташкент. Тогда это был политический, научный и культурный центр чуть ли не всей Средней Азии. Там он поступил в Политехнический институт. Способности к языкам его не подвели: уже через год он свободно говорил на русском. По окончании учебы Иосиф Шаломов получил работу референта в министерстве в Алма-Ате. Через несколько лет он переехал в Чимкент, работал завучем школы имени С. Кирова, заочно учился в пединституте. В 1939 году Иосифа Ильича призвали в армию, из которой он не успел демобилизоваться – в июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Ее он прошел, как говорится, от звонка до звонка.

Переписывая боевые заслуги Шаломова из наградных листков, моя рука всякий раз сама по себе выводила «старший лейтенант», просмотрела записи получше: ан нет, гвардии старший сержант, то есть «чернорабочий» войны. Он был командиром артиллерийского отряда, позднее, когда армия уже наступала, был парторгом полка. Среди наград Иосифа Ильича – медаль «За отвагу», ордена Красной звезды и Великой Отечественной войны 2-й степени, несколько благодарностей от Сталина – для него они были особо ценными.

К сожалению, в памяти родных не осталось четких воспоминаний о том, за что конкретно получена та или иная награда. И только в этом году внучка Иосифа Ильича – Татьяна Зуй – получила ответ на свой запрос в архив Минобороны РФ о боевом пути деда. Из Подольска пришли очень ценные для семьи копии наградных листов. В каждом из них лаконично рассказано, за что сержант Шаломов получил награду. К примеру, вот выписка из наградного листа к ордену Красной звезды: «Гвардии сержант Шаломов Иосиф Ильич, командир орудия 1-го дивизиона 28-й гвардейской пушечной артиллерийской бригады, на фронте Отечественной войны с первого дня. Смелый и отважный артиллерист, проявил себя мастером артиллерийского огня. 1.5.1944 года в районе наступления наших войск д. Ровное (Витебское направление) еще раз проявляет мужество. Он своим орудием в составе батареи вел огонь по трем батареям противника, которые своим огнем обстреливали наши огневые позиции и наступающие подразделения. Все три батареи противника были подавлены. В этот же день было рассеяно и частично уничтожено до роты пехоты противника. Заслуживает награждения орденом «Красная Звезда». Подпись: командир 1-го дивизиона 28-й гвардейской пушечной артиллерийской бригады гвардии майор Приходько. Дата: 8 июля 1944 года».

Да, смелый и отважный. Одно из самых тяжелых воспоминаний о войне у Иосифа Ильича связано с переправой. «Вы даже не представляете, сколько солдат потонуло при форсировании, при переправах через реки, – говорил он родным в редкие минуты откровения. – Оказывается, большинство людей не умело плавать, а кому-то попросту не хватало сил доплыть… Сооружать плоты было некогда, зачастую все происходило под обстрельным огнем».

А еще было страшно, когда просыпались утром и находили рядом с собой замерзших во сне товарищей… Было страшно и больно при отступлении оставлять за собой родную землю, людей на истязание фашистам…

Долгожданную Победу Иосиф Шаломов встретил под Кенигсбергом. После окончания войны он вернулся в Чимкент, в свою родную школу имени С. Кирова, где несколько лет проработал директором.

ОНА

Детство Валентины Ивановны Розум прошло в городе Тайга Новосибирской области. Затем семья переехала в Казахстан. Отец работал на Коунрадском руднике, мать – в общепите. Утром после выпускного вечера вчерашние школьники узнали о начале войны. Было большое желание стать врачом, но пока с подругой добрались до Алма-Аты, в мединституте завершили прием документов. Подались в институт иностранных языков, выбрали факультет немецкого языка: наивно рассчитывали, что уже вскоре станут переводчиками и их отправят на фронт. Профессорско-преподавательский состав на факультете был сильнейшим – из числа эвакуированных сотрудников московского иняза, им преподавали Гуфман, Либерман и другие. Но с весны 42-го года студенты иняза все больше трудились на полях, где выращивалась сахарная свекла. В дни учебы все оставшееся время пропадали в госпиталях, ухаживали за ранеными, оставались на ночные дежурства. Вечно голодные, плохо одетые, в насквозь промерзших аудиториях – такими на протяжении четырех лет они старательно «грызли» гранит науки. В победном 45-м выпускница иняза Валечка Розум была направлена на работу в чимкентскую школу имени В. Ленина. Уже тогда эта школа славилась отменным качеством подготовки учеников. В ней преподавали педагоги, эвакуированные из Москвы и Ленинграда: преподаватель химии Фельдшер, математики – Навроцкая, Шевченко и другие. В послевоенные годы заставить детей учить немецкий язык – такая задача была по плечу не каждому педагогу. Школьники связывали этот язык с пусть и поверженным, но все же врагом – у многих в борьбе с фашистами погибли близкие. Некоторым учителям немецкого даже били стекла в окнах домов. Пришлось завоевывать уважение учеников, объяснять им, что немецкий – это язык народа с богатой историей, культурой, традициями…

ВМЕСТЕ

И школа Кирова, и школа Ленина расположены на одной улице, тогда – Советской. Встреча двух педагогов – Иосифа и Валентины – была в общем-то предсказуемой. Это и произошло поздней осенью все того же победного 45-го во дворе ныне 9-й школы. Были свидания, постепенное узнавание друг друга. Скромную, но все-таки свадьбу отгуляли в доме старшего брата Иосифа – Григория. Дом располагался по улице Крегера. До сих пор Валентина Ивановна вспоминает роскошный по тем временам большой пирог из сдобного теста с фруктовой начинкой. Это был свадебный подарок друга ее Иосифа – директора хлебзавода Хромова…

Начинали совместную жизнь, как и все в те годы: сначала комната в общежитии, затем в малосемейке, наконец, в начале 60-х годов – долгожданная трехкомнатная квартира в первой пятиэтажке Чимкента (сейчас это угол проспектов Республики и Б. Момышулы). К тому времени в семье подрастали двое детей – Люба и Виктор.

Педагогическая карьера у Иосифа Ильича складывалась по нарастающей: 18 лет работал заместителем заведующего облоно, затем работал директором школы имени В. Ленина. Это именно Иосиф Шаломов стал инициатором обучения детей в школе Ленина (ныне гимназия №8 имени М. Х. Дулати) английскому языку со 2-го класса. «Заразил» его этим Олег Александрович Дрозд, преподававший в школе английский язык. Вскоре они оба – и Шаломов, и Дрозд, – словно сговорившись, объясняли всем: «Будущее – за английским языком, надо учить ему детей!» Наконец это новшество – школа с английским уклоном – хоть и с большим трудом, но было осуществлено.

В начале 70-х Иосиф Ильич стал директором школы №1 им. А. Пушкина. Школа как раз переехала в новое здание по улице Вишневского, 12 (ныне ул. Рыскулбекова). Педагогический коллектив школы был сильнейшим, все было нацелено на качество преподавания, успеваемость учеников. И учителя, и ученики сообща сажали и выхаживали деревья вокруг школы. В фойе перед актовым залом были вывешены репродукции художников-передвижников – чуть ли не малая Третьяковка.

Иосиф Ильич и мой директор. Мне он запомнился сидящим верхом на коне. Иосиф Ильич и рядом второй всадник, председатель какого-то колхоза в Пахтаарале, куда нас в середине 70-х годов вывозили на уборку хлопка… Он был такой НАСТОЯЩИЙ. Его не боялись, а У-ВА-ЖА-ЛИ. Он был потрясающим воспитателем молодежи. Вслед за Дмитрием Менделеевым он повторял: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных семян!»

…Что интересно, оба они – отличники просвещения, заслуженные учителя, Валентина Ивановна – Республики Казахстан, Иосиф Ильич – СССР.

Иосиф Шаломов – один из первых основателей ЮКО еврейского центра. И до создания центра он всегда уделял огромное внимание образованию детей из семей бухарских евреев, опекал их. Валентина Ивановна называет фамилии Увайдовых, Мишпатовых, Закиновых, Давыдовых. Дети из этих семей выучились и стали прекрасными врачами, учителями, руководящими работниками. Иосиф Ильич очень стремился к тому, чтобы еврейские семьи были едины, защищали свои права. Но он никак не мог смириться с тем, что к началу 90-х годов многие евреи стали покидать Чимкент. Он был большим патриотом, коммунистом, достойным гражданином своего города, страны. Он спрашивал у уезжавших в Израиль: «Чего вам не хватает в Казахстане?! Здесь вы родились, работали, здесь не ущемляют ваши права!» По этой причине он несколько отдалился от еврейского центра…

Его не стало в феврале 1992 года. Умер скоропостижно, сердце.

Вся в общем-то большая семья Валентины Ивановны – ее дети, в том числе обожаемый зять и сноха, внуки и правнуки, – бережно хранит память о дорогом Иосифе Ильиче. До сих пор еврейский центр, помня заслуги Иосифа Шаломова, держит закрепленной за Валентиной Ивановной патронажную сестру.

Все, кто имеет отношение к Шаломовым, кто родом отсюда, – высококлассные востребованные специалисты. Валентина Ивановна в свои 92 года по-прежнему дает уроки немецкого. В Германии живут и работают сотни ее учеников, причем не этнических немцев.

Для всей семьи – он есть. Многие важные решения принимаются с оглядкой на него – одобрил бы он это или нет? Вся их, Иосифа Ильича и Валентины Ивановны, гордость не только в учениках, но и в их детях и внуках. У них выросла достойная смена.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Реклама