Целеустремленные, нарядные и ухоженные бизнес-леди Южно-Казахстанской области собрались вместе в Шымкенте, чтобы поговорить о своем — о женском.
Правда, темы не касаются личных историй и украшений. Эти дамы ушли в бизнес, а потому и обсуждать собираются развитие предпринимательства.
Галия Исабекова три года занимается войлочным бизнесом. Учитель французского языка делает головные уборы, сумочки, аксессуары и продает их в магазинах Шымкента, Алматы и Астаны. Теперь бизнес-вумен планирует выпускать тапочки из войлока.
«Я люблю рисовать, поэтому занимаюсь войлочным бизнесом. Увидела в интернете, как женщины Германии и Италии начали валять себе одежду, делали эксклюзивные вещи. И я начала по интернету обучаться, до этого делала сумочки, шапки, аксессуары, сувениры. Вначале было непросто. Многие не понимали, что такое войлок. Но сейчас все по-другому. У нас даже есть постоянные клиентки. Теперь в Шымкенте цех открываем, будем производить обувь, домашние тапочки для взрослых и детей. В шерсти есть ланолин, в косметике его используют. Шерсть, соприкасаясь с кожей, лечит простуду — раньше наши предки использовали этот метод. Насколько я знаю, до семи тонн сжигают шерсти в ЮКО, я считаю, этого не стоит делать. Если бы каждая женщина занялась таким бизнесом, можно было бы обеспечить рабочими местами огромное количество человек. Один человек не сможет заниматься, я готова обучать», — говорит Галия Исабекова, предприниматель.
Региональный форум «Женщина и бизнес в ЮКО» проводится второй раз. Организатором выступает Совет деловых женщин Палаты предпринимателей ЮКО. В этом году участие принимают около 300 женщин нашего и соседних регионов. По словам организаторов, главная идея — предоставить предпринимательницам площадку для обсуждения проблем и выработать эффективные решения по развитию бизнеса.
Алма Архабаева, предприниматель: «Мы сегодня хотели бы поднять проблемы гендерного равенства в бизнесе, повышать вопросы финансовой грамотности. Я часто за полтора года выезжала в районы. Так вот там многие жалуются, что у них нет того, этого… Идешь навстречу населению, говоришь: напишите о своих проблемах. И нередко слышишь в ответ: «Ой, нет времени!».
Среди проблем женского предпринимательства Алма Архабаева выделила несколько.
Это имущественные — отсутствие приемлемых офисных и производственных помещений.
Информационные — ограниченный доступ к информации о мерах государственной поддержки бизнеса, отсутствие специальных образовательных программ.
Финансовые — отсутствие стартового капитала и залогового имущества.
Психологические — отсутствие полной уверенности в развитии бизнеса-идеи и в собственном потенциале.
Социальные — недостаточное доверие к казахстанским брендам и невысокая узнаваемость.
Ресурсные — отсутствие квалифицированного человеческого потенциала.
О трудностях, правда, уже в действующем бизнесе рассказали предприниматели, которые занимаются переработкой молока и выпуском сырной продукции. Компания «Айкан» намерена выйти на соседние рынки сбыта, но мощности не позволяют. А потому бизнес-леди предлагают объединить фермерские хозяйства, чтобы решить вопрос с сырьем.
Алмагуль Айкан: «У нас проблема по сырью, на сегодняшний день у многих направлений является вопрос не товаропроизводства, а продвижения. У нас есть договоры с казахстанскими супермаркетами, сейчас рассматривается продвижение в Беларусь и Россию, огромный потребительский спрос. Но наша мощность не позволяет планировать расширение, так как есть проблема по сырью, посезонно. Второе — бесконтрольный вывоз сырья частными лицами на территорию города и области. Как председатель ассоциации считаю, что нам необходима поддержка со стороны акимата области и города. Мы предлагаем объединить определенное количество фермерских хозяйств с участием моего производства».
Участие в форуме принял и аким области Жансеит Туймебаев. Он напомнил о годах, когда страна перешла к рыночной экономике. Тогда, по словам главы области, многие женщины тянули на себе детей и даже мужей. Туймебаев подчеркнул, что такое не должно забываться, а женщинам в бизнесе нужно оказывать поддержку. Более того, аким вспомнил свою первую встречу с предпринимателями юга и рассказал, что до сих пор помнит руководителя компании Ekamstoun, которая предложила использовать ее тротуарные плитки.
«Когда первая встреча была, одна дама вышла, которая делает тротуарные плиты, у меня до сих пор на столе стоит, я посмотрел — качественные, и дал задание. Сейчас самая центральная площадь области, напротив «Шымкент Плаза», выложена вашими плитами», — отметил Жансеит Туймебаев.
Говорили на форуме о мерах государственной поддержки предпринимательства, о роли женщин в развитии экономики региона. По словам акима, на сегодняшний день в области 175 тысяч субъектов предпринимательства. Более 30% из них — под руководством бизнес-леди.
По итогам встречи было предложение объединить различные направления бизнеса в отраслевые ассоциации. Это, по словам специалистов, позволит быть услышанными. Потому как одной из причин, мешающих развитию женского предпринимательства остается менталитет и неосведомленность о мерах поддержки, которые оказывает государство.
К концу встречи предпринимательниц наградили благодарственными письмами и медалями. Внимания удостоились руководители таких компаний, как «Азала», «Асыл Арман» и «Экофарм».