Потерялся ребенок. Страшно даже подумать об этом. А пережить, пройти через это и врагу не пожелаешь.
Но если беда случилась, к полицейским надо бежать в первую очередь. Хватать фото и документы – и бежать! Не слушать доморощенных поисковиков и точно помнить, что «правила трех суток»* не существует. Ребенка начнут искать немедленно. И как раз полиция становится тем связующим звеном, которое соединит потерявших и нашедших ребенка людей.
Молодая женщина в Шымкенте нашла на улице ребенка. Девочка лет четырех ехала с ней в одной маршрутке, а потом в гордом одиночестве вышла на остановке! «Я смотрю в окошко, а она одна потопала! Да уверенная такая, – рассказывает Ольга. – Я попросила водителя маршрутки остановиться и рванула ей навстречу. Познакомились. Девчушка по имени Аяна – славная, общительная. Рассказала, что не знает, куда идет, но точно знает, как зовут маму, папу и бабушку. Попыталась объяснить мне ориентир своего дома, но получилось не очень… Конечно, я сразу позвонила в полицию. Мне сказали: стойте, где стоите, сейчас подъедут к вам!»
Полицейских Ольга дождалась. До их приезда они с малышкой сидели на лавке, болтали ногами и ели самсу, купленную в ближайшем ларьке. Девочка рассказала, что играла около дома, а потом пошла на остановку и села в маршрутку. «Цели сбежать из дома у нее точно не было, – вспоминает Ольга, – да и маленькая она еще. Просто заигралась, а девчонка шустрая…»
Полицейские забрали малышку в Аль-Фарабийский РОВД. А чуть позже, когда инспекторы по делам несовершеннолетних пришли к Ольге в гости, чтобы женщина написала объяснительную, Ольга и узнала, что звонок в полицию от родителей потеряшки раздался почти одновременно с ее.
Следователь рассказал, что бабушка оглянуться не успела, а ребенок уже пропал. Терять время бабушка не стала – сразу же позвонила в полицию. А на том конце провода ей велели приезжать с документами, мол, ребенка уже везут в безопасное место.
А вот Ольга не знала, куда себя деть от благодарности ювенальных инспекторов. «Ребята утверждают, что такие звонки – большая редкость, – говорит молодая женщина. – Они рассказали, что потерявшихся детей гораздо больше, чем найденных. Что родители потеряшек звонят в полицию сразу и приходится по нескольку часов искать маленького ребенка зачастую в многолюдных местах. А прохожие, как правило, не замечают одиноко бродящего малыша. Или предпочитают не замечать… Видимо, нежелание связываться гораздо сильнее сострадания. Очень жаль!»
И вот первый и главный совет! Будьте внимательны к чужим детям как к своим! От вас не убудет, но, возможно, маленькая жизнь будет спасена. Если вы видите ребенка, бодро шагающего в одиночестве (к слову, не все потерявшиеся дети плачут!), обязательно подойдите к нему и спросите, где его родители. В такой ситуации лучше перебдеть. И первый ваш звонок должен быть в полицию!
Кстати, героиня этой истории была очень тронута вежливостью и корректностью ювенальных полицейских. Жалеет, что не запомнила имена. И очень надеется, что они прочтут этот материал и будут знать, что оставили в душе молодой женщины очень приятные о себе впечатления.
Тем более, что почти 20 лет назад Ольга тоже оказывалась один на один с большим городом. Оля с другом, таким же четырехлетним соседским мальчишкой на велике укатила за пределы двора. Ей крупно повезло – в двух кварталах от дома заблудившихся ребятишек остановила сердобольная бабушка и отвела в ближайшее отделение полиции. А вот родителям детей повезло меньше – в полицию они обратились после несколькочасовых безуспешных поисков. Почти в инфарктном состоянии, без сил даже плакать. Что помешало им обратиться за помощью раньше – неизвестно…
Другая история, прямо противоположная этой, гуляет в социальных сетях. Жительница Алматы рассказала, как подвозила мальчика лет восьми к развлекательному центру. Мальчишка сообщил незнакомой тетеньке, что ему очень надо, и она… отвезла ребенка. Написала пост в социальных сетях, где огромное количество пользователей тут же поблагодарили ее за неравнодушие. Женщина в одночасье стала героиней интернета.
Правда, чуть позже выяснилось, что этот мальчик сбежал из детского дома. И все это время, кода он веселился в торгово-развлекательном центре, десятки полицейских прочесывали город в его поисках. В первый же час после его пропажи к персоналу детского дома подключились волонтеры, неравнодушные люди расклеивали листовки, обходили дворы и близлежащие микрорайоны…
И только единицы пользователей ужаснулись и осудили сообщение в социальных сетях. Значит, большинство прочитавших даже не задумалось о том, что написала одна из пользователей по имени Анна: «Взрослые, почему вас восхищает поступок «доброй тети», которая осознанно увезла ребенка, на вид лет 9, в Мегу? Почему никто из комментирующих не задался вопросами: «Почему эта тетя, обнаружив ребенка без сопровождения взрослых, да еще сказавшего, что он из детдома, незамедлительно не сообщила в органы опеки, в администрацию детдома, в полицию? Для чего этому ребенку она подала пример того, что можно садиться к чужим людям в машины и ехать с ними? А если бы встретилась злая тетя или злой дядя? … Даже представить страшно! Так чему рукоплескать и за что восхвалять эту тетю, которая поделилась своим «добрым» поступком? Ведь она даже не потрудилась зайти в администрацию детдома или поговорить с воспитателем о случившемся происшествии…просто отпустила ребенка «жить свою взрослую жизнь»…»
И знаете, именно это замечание получило массу негативных откликов! У женщины за рулем авто, как потом высказались алматинцы-волонтеры, просто не сработал «материнский инстинкт». А так ничего особенного…
И вот оно второе правило! Поставьте себя на место других родителей! Представьте на секунду, отпустили бы вы своего ребенка одного? Нет? Звоните в полицию! Если бы люди не были друг к другу равнодушны, пропавшие бы находились быстрее.
Инспекторы по делам несовершеннолетних могут привести массу случаев. Вот, например, семилетний мальчик в слезах прошел через весь город и никто его не остановил, не спросил, почему он плачет и что он делает здесь один. К счастью, мальчик добрался до дома целым и невредимым, а вот другой доберется ли – большой вопрос…
И раз уж мы заговорили о советах. Вот еще один от полицейских и поисковиков-волонтеров. Иногда во время поиска специалисты сталкиваются с тем, что самое свежее фото ребенка, которое есть у родителей, – двух-трехгодичной давности. Конечно, искать в таких условиях тяжело. К счастью, большинство родителей, отмечают полицейские, находятся в более тесном контакте со своими детьми – пишут заявление о пропаже, если чадо не явилось домой из школы вовремя. Чаще всего дети из таких семей очень быстро находятся. Иногда дома в платяном шкафу.
Несколько лет назад родители вызвали полицию и заявили о пропаже первоклассника. Ребенок не вернулся из школы. Последними его видели одноклассники, когда расстались с мальчиком на перекрестке неподалеку от его дома. Причем, от дома до школы чуть больше 200 метров.
Оказалось, что ребенок дошел до дома! Но играя, залез в шкаф и вскоре уснул, а родители полгорода на уши подняли, разыскивая его. И такое бывает…
Елена БОЯРШИНОВА
*Правило трех суток – бытует мнение, что оперативные дежурные отказывают в принятии заявления о пропаже лица, если с момента исчезновения не истекло трое суток. Считается, что за это время человек, по той или иной причине не сообщивший о своем намерении сменить местонахождение, может одуматься или «нагуляться» и вернуться обратно. Суждения по поводу трех суток ошибочны, они не имеют под собой правовой основы. Сообщения о пропаже человека подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД вне зависимости от того, когда он пропал. При этом очень важно отметить, что прием сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования по таким сообщениям принимаются сразу же.