ДТП

Представьте ситуацию: вы – водитель. На дороге в какой-то момент по той или иной причине решаете перестроиться из среднего ряда в левый. Убедившись, что никому из участников дорожного движения не создаете проблем, включаете поворотник и перестраиваетесь. Перед пешеходным переходом вы, как гласят ПДД, сбавляете скорость и получаете мощный удар сзади…

Чтобы избежать столкновения, выворачиваете руль, отчего машину выбрасывает на встречную полосу. Кто виноват в этом случае? Не торопитесь с выводами. Оказывается, не всегда наше первоначальное мнение оказывается верным. В суде могут посчитать иначе.

История одного ДТП

31 августа 2016 года житель Шымкента Абдухаким Абдухалилов ехал на своей машине по ул. Аргынбекова в сторону ул. Байтурсынова. Ехал по средней полосе со скоростью 40 км/час. Неподалеку от пешеходного перехода он заметил детей, играющих на обочине. Мужчина, имеющий 45-летний стаж вождения, понимал, что дети могут неожиданно выскочить на дорогу. А потому, на всякий случай, решил перестроиться на крайнюю левую полосу, чтобы пересечь переход подальше от детей. Включив поворотник, он начал перестроение, а когда перед пешеходным переходом сбросил скорость, как предписывается правилами, его машину сзади ударила другая машина. «Я по инерции вывернул руль влево, чтобы силой удара меня не выбросило на разделительную полосу. Мою машину вынесло на встречку», – рассказал Абдухаким Абдухалилов.

ДТПВыйдя из машины, он увидел у пешеходного перехода машину марки «Нексия». Передняя часть машины была разбита. В машине находились водитель и женщина-пассажир. Абдухаким Абдухалилов вызвал скорую помощь и полицию и остался ждать.
Полицейские зафиксировали факт ДТП, составили схему и передали дело в орган дознания. 1 сентября Абдулхаким Абдухалилов был допрошен. Затем в сентябре его вызвали на штрафстоянку, чтобы сфотографировать машины для экспертизы.

«При проведении экспертизы мне предложили поставить мою машину относительно автомашины Каратай И. так, как было при ДТП, но из-за тесноты штрафстоянки я не мог вырулить и поставить машину так, как это должно было быть. Когда я пытался вырулить и находился под углом, относительно машины Каратай И., наши машины сфотографировали эксперты и выдали его как за положение при ДТП. Само заключение экспертизы №3399 от 21 сентября 2016 года я увидел лишь 30 ноября, когда нас с адвокатом знакомили с делом».

В суде, комментируя выводы экспертизы, А. Абдухалилов заявил, что категорически не согласен с ее выводами. Ведь они говорят о боковом, а не о заднем ударе.

«… На госномере автомашины «Нексия» прямо по центру имеется круглая вмятина, а она могла остаться только от круглого утолщения на фаркопе моей автомашины. Никакая другая часть моего авто такой вмятины оставить просто не могла! А это значит, что столкновение произошло совсем не так, как указано в экспертизе», – заявил на суде А. Абдухалилов.

ДТПСледующий вопрос, которым задается Абдухаким Абдухалилов, почему суд не взял в расчет заключение еще одной экспертизы, прямо заявляющей – скорость автомобиля «Нексия» была превышена.

И, наконец, на фотографиях, сделанных на месте ДТП, отчетливо виден тормозной путь автомобиля «Нексия». Но водитель авто показал, что тормозить начал, будучи на крайней левой полосе.

Абдухаким Абдухалилов уверен, что все эти нестыковки лишний раз доказывают достоверность его версии произошедшего.

«Я думаю, когда я начал перестроение в крайний левый ряд и через левое боковое зеркало убедился в отсутствии автомашин на полосе, куда хотел перестроиться, водитель «Нексии» также решил перестроиться. Вот только он не обратил внимания на мое предупреждение в виде включенного поворотника, не принимая во внимание скорость своего движения и дистанцию между нашими автомобилями, не обращая внимания на то, что я начал снижать скорость перед пешеходным переходом, и не снизил скорость и совершил столкновение».

А что же суд? Суд первой инстанции, опираясь на выводы той самой экспертизы за №3399, приходит к выводу, что А. Абдухалилов, нарушив правила перестроения, резко повернул налево, в результате чего водитель Каратай И. не сумел избежать столкновения с его автомобилем.

ДТПВ суде, как говорит осужденный, поднимался вопрос о необходимости вызова и опроса эксперта, проводившего экспертизу, однако суд посчитал, что времени на отложение дела и вызов эксперта нет. Вопрос о повторной экспертизе теперь уже поднять невозможно, уверен А. Абдухалилов: «Водитель автомобиля «Нексия» Каратай И., не дожидаясь результата рассмотрения дела отремонтировал свой автомобиль, полностью уничтожив следы ДТП. Если бы машина оставалась в том же состоянии, что и после ДТП, достаточно было бы приложить его госномер к фаркопу моей машины, чтобы все остальные вопросы по той спорной экспертизе отпали».

Суд первой инстанции признал виновным в совершении аварийной ситуации, повлекшей ДТП Абдухакима Абдухалилова. Что касается апелляции, то она рассматривалась всего пять минут. Результат, думаю, понятен.

Как обезопасить себя?

Комментируя эту историю, руководитель шымкентского филиала ОО «ОСА» Денис Шевченко отметил, что сейчас однозначно сказать, кто прав, а кто виноват, сложно: «Меня удивила ситуация, когда суд отказал в вызове эксперта. В этой ситуации водителю надо было сказать: «Позвольте, я подам письменное ходатайство, а Вы, господин судья, в письменном виде дадите мне ответ. И если он не будет мотивированным, я буду предпринимать дальнейшие действия». Как правило, этого бывает достаточно и судья соглашается вызвать эксперта.

На данном этапе остается единственный вариант – подавать ходатайство в прокуратуру. Если ответ водителя не удовлетворит, он может написать в генеральную прокуратуру.

В подобной ситуации может оказаться любой водитель, уверен Денис Шевченко. Правда, с оговоркой – любой, кто не предпринял несколько важных шагов, чтобы обезопасить себя.

Первое, что необходимо сделать, не экономить на видеорегистраторах. И если у вас в машине будет их два – один фиксирует то, что впереди, а другой – сзади, можете не сомневаться, лучшего беспристрастного свидетеля сложно представить.

Второе. В случае ДТП не обращаться ко всевозможным знакомым, родным, которые, не будучи специалистами, могут дать очень даже вредные советы, а все же обратиться в организацию, защищающую права автовладельцев. Так вам будет оказана квалифицированная юридическая помощь.

Третье. Ни в коем случае не покидать места ДТП. Только если речь не идет о необходимости доставки пострадавшего в больницу. Если вам второй участник ДТП клянется и обещает завтра привезти сумму, необходимую для ремонта и даже оставляет вам какие-то документы или расписку, мол, завтра завезу деньги, не верьте. В суде эта расписка вряд ли поможет. А если человек не хочет платить сразу, вряд ли у него появится такое желание завтра-послезавтра.

Четвертое. Приобретите аэрозольный баллончик с краской. Желательно желтого цвета. В случае ДТП, если машины мешают остальным участникам движения, вы можете обвести колеса вашей машины, машины второго участника ДТП, сфотографировать их и только после этого убрать машины в сторону.

Пятое. Если ущерб машинам причинен незначительный, в пределах 10 тысяч тенге, и оба участника договорились и не имеют друг к другу претензий, пусть не поленятся и напишут расписки, что претензий не имеют ко второму участнику ДТП. Нередко оказывается так, что один из участников ДТП, вернувшись домой и пообщавшись с родственниками или знакомыми, пишет заявление в полицию на второго участника ДТП. Его объявляют в розыск за оставление места ДТП. А это влечет за собой ответственность по ст. 611 ч.2 – лишение прав сроком на 1 год.

Шестое. Проследите, чтобы полицейские правильно составили схему ДТП. Подписывая ее, убедитесь, что все именно так, как есть. Прежде, чем подписать схему, сфотографируйте ее. Что-то не устраивает, так и пишите – подписывать отказываюсь. После этого, согласны вы со схемой или нет, сфотографируйте ее или снимите копию. Чтобы завтра в суде не оказалось, что схема изменена и вы подписывали совсем другой документ, как это, к сожалению, нередко бывает.

Седьмое. Если на вас, как на обвиняемого составляется протокол, неважно в тот же день или на следующий, лучше сразу получить на руки его копию, чтобы опять же в него не были внесены изменения.

И последнее, общаясь с полицейскими или уже в суде, объяснения нужно давать краткие и четкие.

«Желаю всем участникам дорожного движения ровной дороги и без происшествий», – подытожил Денис Шевченко.

Саида ТУРСУМЕТОВА