Проблемы с учебой

Иногда интернет бывает в помощь. Редко, но бывает. Что касается диагностики и лечения, интернет – это «геенна огненная», особенно для мнительных пользователей. И за решением вышеперечисленных вопросов к нему лучше не обращаться – залечит до смерти, не рискуйте.

Просто в моем случае обращение в интернет-пространство было не к доктору. И звезды сошлись…

…Что ни диктант, то двойка, что ни изложение, так почти пять, если бы не дремучая неграмотность. А устная речь у ребенка развита так, что диву даешься словарному запасу. Никаких тебе эканий-меканий, предложения льются, как речка – плавно и скоро. И ничего лишнего, наоборот, слова такие взрослые употребляет. И все к месту. А с письмом и чтением – швах.

Знакомо? Вот и мне знакомо. О чем мы, родители, в таком случае думаем в первую очередь? Конечно, о репетиторе. Вот и я с него начала.

Разместила в соцсетях пост с призывом помочь мне с репетитором, ребенок у меня, мол, не справляется в школе, видимо, учительского внимания не хватает, может, недопонимает чего… И мой пост увидела логопед-дефектолог, которая в свою очередь показала его ни кому-нибудь, а замруководителю Лаборатории восстановления глотания, фонации и речи ФНКЦ РР*, логопеду-афазиологу Елене Абрамовой. И надо же такому случиться, что в ближайшие дни российский профессор как раз собиралась в Шымкент, читать лекции нашим дефектологам для повышения их квалификации…

Как вы уже поняли, с Еленой Ивановной Абрамовой мы встретились в Шымкенте.

Бегло просмотрев тетрадки, рисунки и послушав несколько минут мою болтунью-дочь, Елена Ивановна ошарашила меня вопросом: «А зачем вам репетитор?» «Подтягивать успеваемость по русскому!» – озвучила я уже оформленную в голове позицию.

«А что не так?» – улыбнулась доктор и я вдруг поняла, что дело вовсе не в успеваемости. Так и вышло. Дело в рукости!

Всю долгую беседу можно опустить, никаких газетных полос не хватит пересказывать, поэтому перейду сразу к пользе и знаниям, без которых мамам интересных (давайте назовем их так) детей не обойтись. Все мы знаем, что бывают праворукие и леворукие люди. Также знаем, что есть и амбидекстры – то есть те, кто владеет двумя руками: если не 50% на 50%, то близко к одинаковости. И именно детям-амбидекстрам приходится тяжелее всех.

У праворуких детей все заточено на левом полушарии, у леворуких – на правом. А каково приходится детям, которым нужно собрать в кучу оба полушария сразу, синхронизировать их работу и довести ежедневный мозговой штурм до автоматизма? Отсюда и диссонанс – то, что «однорукие» ребятишки делают автоматически, обоерукому ребенку нужно научиться и натренироваться.

Полушария мозгаЯ, например, была уверена в 100% леворукости своего ребенка, но простейшие тесты показали, что это не так. Несколько игровых тестов, как рассказала Елена Ивановна, могут многое расставить на свои места, то есть, по полушариям.

Тесты оказались совершенно несекретными, но специалист была очень удивлена, что ни школьный психолог, ни школьный логопед (есть ли такой специалист в нашей школе, не знаю) этих тестов не провели. Так мы не обращались…

Тесты на определение работы полушарий мозга можно проводить как детям, так и взрослым. Главное, выполнять все указания, не задумываясь. Начнем?

Товарищи взрослые, возьмите лист бумаги и нарисуйте мозг – как положено с двумя полушариями. Рисуйте его побольше, чтобы внутри поместились руки, ноги, уши, глаза и прочие важные части тела. И начинаем тестирование.

Тест первый – глазки

Дайте ребенку в руки карандаш, пусть он возьмет его обеими руками, вытянет руки перед собой и, глядя обоими глазами, установит карандаш параллельно любой вертикальной линии – это может быть угол стены, рама окна, картина на стене. Установил? А теперь он должен, не двигая карандаш, оторвать от него рабочую руку и закрыть по очереди один, а потом второй глаз. Как ему удобно. Руку не менять! В какой-то момент ребенку покажется, что карандаш сильно подвинулся от оси. Посмотрите внимательно: когда? Когда был закрыт левый или правый глаз? Тот глаз, при закрытии которого карандаш визуально сдвинулся, и есть прицельный. То есть рабочий. Рисуем глаз в противоположном полушарии. Если прицельный правый, то заносим глаз в левое полушарие и наоборот.

Второй тест-игра

Попросите ребенка отвернуться, а сами спрячьте под салфетки тикающие часики и конфету, например. Условие – обнаружить, под какой салфеткой спрятаны часы? Салфетку не поднимать. Предложите ребенку послушать, а сами смотрите в оба. Каким ушком он наклонился к салфеткам? Результат заносим «в мозг». Также: если правым ушком слушает, то в левое полушарие, если левым – то в правое.

Третий тест – пальцы

Если ребенок маленький, то просто встаньте с ним по одной линии и предложите сделать упражнение вместе. Вытяните руки перед собой и резко сожмите кисти в замок! Без репетиций и повторов. Посмотрите на пальчики ребенка – большой палец какой руки оказался вверху «замочка»? Заносим в полушария ладошку – по тому же принципу «противоположности».

Тест четвертый – руки

Также быстро и не задумываясь примите вместе с ребенком надменную позу, сложите руки на груди. Какой локоть лег сверху? Заносим в полушария.

И пятый тест – ножки

Предложите своему малышу не задумываясь, попрыгать на одной ножке. Увидели, да? Которая опорная, та и рабочая ножка. Заносим в полушария и смотрим результат. Я не знаю, что получилось у вас. Возможно, вы убедились, что ваш малыш 100% правша или 100% левша. У нас с дочкой полушария нарисованного мозга заполнились пополам.

«Так я и предполагала, – улыбнулась Елена Ивановна, – амбидекстр. И помощь ей нужна. Но совсем не репетитора… А ваша!»

Мне сплохело…

Девочка«Не пугайся, амбидекстрия – это не диагноз, – успокоила Елена Ивановна. Можно смело сказать, что это особый дар. У амбидекстров развиты оба полушария мозга, такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения. Но это в будущем. Пока амбидекстр – ребенок, эта особенность доставляет ему больше проблем, чем радостей».

На уровне физиологии, амбидекстрия – это способность правого и левого полушария головного мозга человека попеременно (или параллельно, одновременно) осуществлять переработку информации. Процесс переключения переработки информации в правом и левом полушарии происходит спонтанно.

Исследования последних лет показали, что созревание мозговых клеток завершается к 24-25 годам. И к моменту созревания мозга оба полушария начинают переработку информации параллельно и одновременно, что демонстрирует принципиально новые возможности мозговой деятельности. Из-за незрелости и неумения переключения полушарий амбидекстрия в раннем школьном возрасте может создавать проблемы в учебе. Ребенку еще трудно переключаться с одного полушария на другое, а у родителей создается впечатление, что чадо их «тупит и ленится».

Проблемы с учебой

Это точно! Когда у нас в семье доходит до стихов, заданных на дом, семья хватается за голову и капитулирует. Через некоторое время стих выучивает даже собака и соседи через стенку. Но не ребенок! Нет, он его выучил, вроде знает, но через некоторое время создается впечатление, что стихотворение просто выветрилось у него из головы!

«Отложение полученной информации происходило на одном из полушарий, которое через час отключилось, – пояснила Елена Ивановна. – А второе полушарие, включенное после заучивания, к себе этот стих не отложило. Обрати внимание, что через некоторое время, не повторяя, твоя дочь сможет его продекламировать без запинки. Это говорит о том, что в работу включилось полушарие, которое было задействовано во время предыдущего заучивания. Хотя это может произойти и через три дня…»

В этом как раз и минус таких талантливых детей. В начальной школе амбидекстрия становится серьезным препятствием. Школьникам-амбидекстрам начальных классов нужно чуть больше времени на усвоение материала, им необходимо большее количество раз объяснять, и при этом обязательно опираться на картинки и иллюстрации.

Если ребенок амбидекстр, необходимо запомнить раз и навсегда несколько простых вещей – Елена Ивановна настояла, чтобы я не просто запомнила, а даже записала ее рекомендации.

Первое и главное – держаться подальше от репетиторов и дополнительных учебных нагрузок! Второе и не менее главное – уберечь от психологического давления!

Ребенок школьник

Неудачи ребенка будут постоянно вызывать отрицательные эмоции окружающих, и маленький школьник может потерять интерес к учебе навсегда. Учитель говорит, что ваш ребенок не успевает и это сказывается на рейтинге успеваемости класса? Если не получится убедить учителя (а такое бывает), заявляйте на родительском собрании во всеуслышание, что вам наплевать…

Крутят пальцем у виска

Страшно? Вашему ребенку еще страшнее. А вы взрослый, вы перетопчитесь. Пусть другие родители крутят пальцем у виска в отношении вас и считают «странной всю вашу семейку». А неуспевающего одноклассника своих детей станут даже жалеть: угораздило же родиться в такой семье. Но клевать перестанут, что вам на руку.

Больше играйте с ребенком в совместные игры, ходите вместе в музеи и парки развлечений, наслаждайтесь жизнью и приучайте к этому свое чадо. Со временем он перерастет этот «трудный» для него период. В старшем школьном возрасте одинаковое развитие полушарий, наоборот, начинает помогать человечку, у него одновременно разовьется интуиция и отличные логические способности. И все будет хорошо.

Елена Бояршинова

*Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии (ФНКЦ РР – лечение и реабилитация сложнейшей категории пациентов с тяжелыми повреждениями головного мозга, длительно пребывающих на искусственной вентиляции лёгких и имеющих нарушения сознания). ФНКЦ РР также проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, готовит высококвалифицированные медицинские кадры в аспирантуре и ординатуре, ведет научно-экспертную деятельность, имеет собственный диссертационный совет.