Восемь самых значимых поправок, которые будут внесены в закон о религии РК

Новый закон о религии

Министерство по делам религий и гражданского общества РК презентовало в Мажилисе Парламента проект закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях. Предлагаем вашему вниманию наиболее значимые поправки, которые широко обсуждаются в обществе — Zakon.kz.

1. Обоснование разработки проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединениях»

С 2011 года усилился уровень негативных тенденций, связанных с религией и религиозной деятельностью. Учитывая это, был проведен анализ причин и последствий, выявлен ряд угроз, которые необходимо решать государственным органам сообща с религиозными организациями. Были приняты комплексные меры в отношении отдельных граждан, имеющих радикальные религиозные взгляды. Важно повысить религиозную и правовую грамотность религиозной части населения и профилактику религиозного радикализма и экстремизма.

Поэтому предлагаются поправки в механизмы правового регулирования в религиозной деятельности, призванные не допустить противоправных действий, а также обеспечить свободу совести, предусмотренную в Конституции страны.

2. Публичная демонстрация внешних признаков деструктивных религиозных течений (ДРТ)

К данному вопросу в законопроекте подошли комплексно, чтобы в целом не допускать использования религии в деструктивных целях, перекрыть каналы распространения деструктивной идеологии.

Законопроектом предусматривается запрет не только на использование и публичную демонстрацию атрибутов и внешних признаков деструктивных религиозных течений, но, что более важно, будут запрещены распространение и пропаганда идеологии ДРТ. Деструктивное религиозное течение в законопроекте толкуется как совокупность религиозных взглядов, идей, а также учение, представляющее угрозу охраняемым правам и свободам человека, способные ослабить и (или) разрушить нравственные устои, духовные и культурные ценности и традиции.

В самом законе нет детализации этих внешних признаков – это нецелесообразно (в тексте законопроекта нет ни слова о бороде или штанах).

Внешние признаки принадлежности к ДРТ предлагается закрепить подзаконным актом – совместным приказом уполномоченного органа, органов национальной безопасности и внутренних дел.

В ходе разработки приказа признаки будут тщательно обсуждены с религиозными объединениями, теологами, религиоведами и экспертами. Важно, что внешние признаки: укороченные брюки, длинная беспорядочная борода в комплексе с идеологическими, организационными, ритуально-обрядовыми и поведенческими признаками будут характеризовать принадлежность к ДРТ. При этом, священнослужители, а также посещающие страну в туристических целях иностранцы не будут подпадать под определение приверженцев ДРТ по внешним признакам.

Министерство по делам религий и гражданского общества (МДРГО) совместно с другими заинтересованными организациями будет проводить семинары для представителей правоохранительных органов во избежание перегибов.

Важно отметить, что данные нормы позволят повысить уровень безопасности граждан, при этом не допуская нарушения конституционных прав граждан.

3. Введение условий получения религиозного образования за рубежом

Доля иностранных учебных заведений в решении кадровых вопросов Духовного управления мусульман Казахстана, составляет 7-8%. Подавляющее большинство религиозных служителей высшее образование получали в отечественных учебных заведениях.

В настоящее время в нашей стране функционируют 9 медресе (в т.ч. 5 медресе-колледжей) и высшее учебное заведение — университет «Нур-Мубарак». В целях повышения квалификации служителей Духовного управления мусульман Казахстана ,государством уделяется особое внимание увеличению количества грантов, выделяемых университету «Нур-Мубарак» по специальностям «исламоведение» и «религиоведение». Например, на 2017-2018 учебный год государством выделены 218 грантов.

На сегодняшний день в университете обучаются 1180 человек, в том числе 1093 на бакалавриате, 62 — на магистратуре, 25 — на докторантуре. С 2003 по 2017 год университет окончил 1231 студент, из которых 991 (80,5%) был принят на работу в систему ДУМК. Кадровый состав имамов в Духовном управлении составляет 3800 человек. Из них 19% имеют высшее образование, 27% — среднее образование, 54% прошли курсы повышения религиозной грамотности.

Цель — обучение религиозных служителей в первую очередь в нашей стране, чтобы у них сформировалось религиозное сознание, совместимое с казахстанскими традициями и культурой, нашей духовностью. В дальнейшем они могут продолжить обучение в зарубежных учебных заведениях для углубления своих религиозных знаний и изучения языка.

Что касается других конфессий, то в стране функцириет Учреждение образования «Алматинская Православная Духовная семинария», которая является высшим духовным учебным заведением Православной Церкви Казахстана.

Высшая духовная семинария «Мария – Матерь Церкви» – единственная католическая семинария в Средней Азии, которая готовит священников для служения во всех четырёх епархиях Казахстана.

Религиозное объединение «Межъепархиальная высшая духовная семинария» основана 16 июля 1998 года.

Вместе с тем, не все действующие у нас в стране религиозные объединения имеют свои учебные заведения. Для них сделаны соответствующие исключения.

Духовное управление мусульман Казахстана также может направлять при необходимости молодежь в ведущие исламские ВУЗы, но на основе международного договора (соглашения). Такие соглашения должны быть заключены уполномоченным органом в сфере образования или в сфере регулирования религиозной деятельности.

Кроме того, получив высшее образование в стране, желающий может обучаться бакалавриату и в ином теологическом ВУЗе.

Введением этой нормы решается два вопроса: развитие отечественной религиозной школы и установление заслона на пути проникновения чуждых и деструктивных идей, носителями которых часто становятся молодые люди, рано выехавшие за рубеж и получившие там религиозное образование.

4. Оскорбление чувств и достоинства как верующих, так и неверующих

В законопроект введена новая норма, предусматривающая административную ответственность за оскорбление чувств и достоинства как верующих, так и неверующих. Она разработана с целью приведения нашего законодательства в соответствие со статьей 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая защищает теистические, нетеистические и атеистические убеждения, а также право исповедовать или не исповедовать никакой религии или убеждений.

В мировой практике свобода вероисповедания по умолчанию включает свободу выбирать свою религию и убеждения, а также следовать атеистическому мировоззрению. Данная норма в равной степени защищает честь и достоинство, религиозные чувства верующих и честь и достоинство неверующих, т.е. обеспечивает равенство прав всех граждан независимо от отношения к религии.

Зачастую на практике граждане, не выполняющие в полном объеме религиозные обряды, подвергаются оскорблениям, упрекам в «безбожии», «греховности», что является проявлением религиозной нетерпимости.

Одной из причин религиозной радикализации людей является страх граждан быть обвиненными в неверии, вероотступничестве и не соблюдении религиозных обрядов.

Данное дополнение части 2 статьи 490 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» соответствует опыту большинства западных стран, где гарантируется свобода вероисповедания, в том числе свобода не причислять себя ни к одной религии.

5. Регламентация поведения госслужащих и работников бюджетных организаций в религиозной сфере

В Этическом кодексе государственных служащих РК имеется ряд требований к правилам поведения государственных служащих. Это нормальная практика во всех странах. Граждане, поступающие на государственную службу, добровольно и сознательно принимают присягу и определенные ограничения.

Например, государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций; должны всегда придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг; не допускать со своей стороны нарушения требований законодательства, сопряженных с посягательством на общественную нравственность, порядок и безопасность, и не вовлекать других граждан в совершение противоправных, антиобщественных действий.

В законопроекте предлагается норма, частично вводящая эти требования на уровне закона. Это касается запрета на использование служебного положения в интересах религиозных объединений, принуждения иных лиц к участию в религиозной деятельности, так как может быть создана почва для злоупотреблений. Также госслужащий не вправе быть инициатором создания или членом религиозного объединения.

Предлагается ввести соответствующую норму в Закон «О государственной службе РК» (Государственный служащий не вправе: использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религиозных объединений; принуждать иных лиц к участию в деятельности религиозных объединений; быть инициатором создания, а также участником (членом) религиозного объединения).

Кроме того, нормами ограничительного характера предлагается охватить и работников организаций, финансируемых из госбюджета и средств бюджета Национального Банка РК. Но только не три, а два требования, в части недопущения использования служебного положения в интересах религиозных объединений и принуждения иных лиц к участию в деятельности религиозных объединений.

Это логично, так как сотрудник учреждения, получающий заработную плату из бюджета, не должен допускать действий, расходящихся с интересами государственной политики.

(В статью 3 отраслевого Закона включено: «Работники организаций, финансируемых из государственного бюджета и средств бюджета Национального Банка РК, не вправе использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религиозных объединений, а также принуждать иных лиц к участию в деятельности религиозных объединений, в религиозных обрядах и (или) в обучении религии»). За нарушение этой нормы есть административная ответственность «…предупреждение либо штраф на физических лиц в размере 10 МРП» (часть 11 статьи 490 КоАП РК).

Вместе с тем, эти нормы не затрагивают базовых прав данной категории граждан на свободу совести. Они могут участвовать в религиозных обрядах, богослужениях и других мероприятиях в свободное от работы время наравне со всеми. Более того, работники бюджетных организаций могут также быть учредителями и членами религиозных объединений.

6. Введение норм, упрощающих деятельность религиозных объединений

В законопроекте упрощаются требования для регистрации региональных религиозных объединений. Согласно действующему законодательству в религиозной сфере, религиозные объединения могут создаваться членами местных религиозных объединений, чья численность не менее двухсот пятидесяти человек. При этом обязательно, чтобы данные местные объединения находились в двух и более регионах страны.

Проект закона предусматривает, что для создания регионального религиозного объединения будет достаточно представителей местных объединений из одной области.

Данные поправки вводятся в связи с предложениями, поступившими от религиозных объединений страны.

Справочно: действующая редакция «региональным религиозным объединением признается религиозное объединение, созданное по инициативе не менее пятисот граждан РК, являющихся участниками (членами) двух и более местных религиозных объединений, численностью не менее двухсот пятидесяти граждан Республики Казахстан от каждого из них, которые представляют не менее двух областей, городов республиканского значения и столицу».

Новая редакция: «Региональным религиозным объединением признается религиозное объединение, созданное по инициативе не менее пятисот граждан Республики Казахстан, являющихся участниками (членами) двух и более местных религиозных объединений численностью не менее двухсот пятидесяти граждан РК от каждого из них».

7. Гуманизация административных санкций

В ныне действующем законодательстве за правонарушения в религиозной сфере предусмотрены штрафы и приостановление деятельности.

В рамках совершенствования государственно-конфессиональных отношений в целях гуманизации административного наказания за правонарушения в религиозной сфере предлагается применять в качестве альтернативного административного взыскания – предупреждение.

В целом предложено общее количество статей, по которым будет применяться предупреждение – 9.

Справочно: предупреждение, предусмотрено за:

• нарушение требований к проведению религиозных обрядов, церемоний и собраний; осуществлению благотворительной деятельности; ввозу, выпуску, изготовлению и распространению религиозной литературы и информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения; строительству культовых зданий; организации обучения религии;

• нарушение требований в отношении ношения в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица;

• руководство религиозным объединением лицом, назначенным иностранным религиозным центром, без согласования с уполномоченным органом;

• нарушение требований, касающихся участия несовершеннолетних в богослужениях, религиозных обрядах и т.д.;

• нарушение требований по соблюдению внутреннего порядка в культовых зданиях, помещениях религиозных объединений;

• нарушение требований работниками бюджетных организаций по недопущению использования служебного положения и связанных с ним возможностей в интересах религиозных объединений, а также для принуждения иных лиц к участию в деятельности религиозных объединений;

• использование, ношение и распространение в общественных местах внешних атрибутов, предметов одежды, демонстрирующих принадлежность к деструктивным религиозным течениям;

• совершение руководителями, членами общественного, религиозного объединения либо религиозным объединением действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных уставами этих общественных, религиозных объединений;

• совершение руководителями, членами общественного, религиозного объединения либо общественным, религиозным объединением действий, нарушающих законодательство.

8. Согласование с уполномоченным органом назначения руководителя религиозного объединения иностранным религиозным центром

Данная позиция закреплена в пункте 5 статьи 5 Конституции Республики Казахстан: «Деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики».

Указанная норма также закреплена в статье 19 отраслевого закона в следующей редакции: «Руководство религиозным объединением лицом, назначенным иностранным религиозным центром без согласования с уполномоченным органом, а равно непринятие руководителем религиозного объединения мер к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей влекут штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей с административным выдворением за пределы Республики».

Вопросы, связанные с назначением руководителей религиозных объединений Римско-Католической церкви, оговорены в рамках Закона Республики Казахстан от 18 октября 2012 года № 42-V «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Святым Престолом о взаимоотношениях».

В связи с тем, что норма, предусматривающая ответственность за руководство религиозным объединением лицом, назначенным иностранным религиозным центром без согласования с уполномоченным органом, в действующем Кодексе РК «Об административных правонарушениях» некорректно изложена и включает в себя две различные нормы, Министерством проведена работа по ее усовершенствованию.

Кроме того, в рамках гуманизации административного законодательства вводится в качестве альтернативного административного взыскания по данной норме – предупреждение.

В законопроекте данная норма изложена в следующей редакции: «Руководство религиозным объединением лицом, назначенным иностранным религиозным центром без согласования с уполномоченным органом, – влечет предупреждение либо штраф на граждан Республики Казахстан в размере пятидесяти месячных расчетных показателей, на иностранцев и лиц без гражданства – штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей с административным выдворением за пределы Республики Казахстан».

Подготовила Торгын Нурсеитова

Реклама