В эти дни у православных, которых только в Южном Казахстане проживает не меньше 135 тысяч человек (4,5 % от населения области), завершается Великий пост. Впереди Благовещение, Христово Воскресение – Пасха.
Времена сейчас вольные, выражать свои религиозные чувства, симпатии, веротерпимость никому не возбраняется. А потому, хотя бы в эти дни люди чаще обращают свои взоры к Богу, вспоминают, наконец, о заповедях, о родных, ушедших в мир иной, ищут ответа на свои самые сокровенные вопросы.
…Неделя прошла под знаком великой скорби по людям, в особенности детям, заживо сгоревшим в развлекательном центре «Зимняя вишня» сибирского города Кемерова. Почему это нас так задело? Потому, что, во-первых, чужих детей не бывает, во-вторых, потому что это (упаси Всевышний!), может произойти и у нас, в-третьих, этот регион многие из нас, южан, для себя как-то отмечали – ведь там губернаторствовал наш земляк Аман Тулеев.
Некоторые из особо упертых домашних атеистов в такие особо скорбные, трагичные дни донимают своих верующих домочадцев каверзными вопросами: «Ну, и где был ваш Бог? Почему он допустил это?!» Где был-где был… Кто знает, где был. И мы хотим знать про это. В своих исканиях наткнулась на притчу «Ответ». « – Господи, ну почему так много лжи, насилия, войн, смертей, предательства, разврата?! – спросили Бога люди.
– Вам не нравится все это?
– Конечно нет!
Бог ответил:
– Тогда не делайте этого!»
Я – «хомо советикус» – «продукт советской эпохи». Нас, таких, еще много. И нам вовсе не чужды поиски смысла жизни, своего предназначения, размышления о том, что будет после того, как завершится наш жизненный путь. Одни уже нашли свою дорогу к Храму, вступили на путь к вере, другие по-прежнему пребывают на позициях «стойкого атеизма», а кто-то все еще на перепутье. Каждый волен в своем выборе. Знакома с одной нашей читательницей, зовут ее Галей, которая всегда с благодарностью отзывается об интервью с отцом Александром, протоиереем Свято-Никольского кафедрального собора Шымкентской и Таразской епархии. И объясняет это так: «Понимаешь, я росла в обычной советской семье. Мама – простая школьная учительница, папа – врач. В семье был культ вождя пролетариата. Я вообще лет до семи была уверена, что Ленин был моим родным дедушкой, и только в первом классе вдруг узнала, что, оказывается, он «всехний». Родители воспитывали нас в духе «Морального кодекса строителя коммунизма», часть положений которого, как выяснилось позже, была «ветхозаветной», то есть заимствована из него – не убий, не укради и так далее. При этом мы были совсем далеки от церкви, мечети. Ни разу там не были. Только в последние годы, в том числе и благодаря беседам с отцом Александром, я открываю для себя многое из того, что мне, моей душе, действительно необходимо. В советское время это назвали бы «духовными исканиями». Как оказалось, ответы на многие вопросы, которые меня волнуют, давно есть в духовных писаниях, и главное – они универсальны. Мне важно успеть это узнать».
К слову, об «успеть». Один православный митрополит, зовут его Антоний Сурожский, высказал очень любопытное мнение по этому поводу: «Есть у Достоевского размышления об аде, где он определяет ад словом «поздно». Жизнь прошла, время, когда ты мог отозваться сердцем, охватить и осознать умом, волю напрячь для того, чтобы сделать доброе дело — это время прошло. Время делания прошло, и теперь ты находишься перед лицом вечности, в которую уже невозможно внести то, чего ты не внес путем всей своей земной жизни. Стало поздно. Это очень страшное слово».
Да, надо постараться успеть… На днях в нашем медиахолдинге вновь побывал отец Александр. Он рассказал притчу про то, как отец объяснил своему маленькому сыну, что такое благодать Божья. Отец привел сына на спортивную площадку с турниками. Сначала он подвел его к самому низкому и попросил сына подтянуться на нем. Но маленький мальчик не смог достать до перекладины. Тогда отец подвел сына к самому высокому турнику – попробуй дотянуться. Мальчик, не очень веря в свои силы, все же подпрыгнул. И в это время его подхватили руки отца и вознесли ввысь: «Вот это и есть Божья благодать – когда кто-то помогает тебе достичь поставленной цели, высоты». Сын с восторгом произнес: «Я хочу всегда ощущать эту Божию благодать! Чтобы она помогала и спасала меня».
Уверена, и мы с вами не прочь, чтобы и нам сопутствовала такая же Божия благодать. Что же надо для этого? Ответ на поверхности – соблюдать Божьи заповеди, ну, если угодно, просто правила жизни. Напомню «первоисточник», десять заповедей Божьих: верить в единого Господа Бога; не создавать для себя кумиров; не произносить имя Господа Бога всуе (напрасно); всегда помнить о дне выходном; почитать и уважать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не воровать; не лгать; не завидовать. И все. Священники утверждают, что человек может получить (стяжать) благодать всего лишь одним благим своим помыслом. Но и лишиться ее он может только из-за одного дурного помысла – осуждения, презрения, эгоизма, гордыни… Согласитесь, этого «добра» в нас все еще хватает.
А как почувствовать, что в вас присутствует Божья благодать? Когда ваше сердце спокойно, когда мир в вашей душе, когда вы смотрите на окружающее, если и не с любовью, то без осуждения.
Живите праведно, без злобы в душе и без камня за пазухой. Живите честным трудом. Помните о милосердии к ближним. И вот тогда благодать Божия пребудет с нами. Да будет так.
Фарида Шарафутдинова