В Начале было яйцо

2195
Пасхальные яйца

Причудливо расписное или скромное, окрашенное луковой шелухой, как когда-то делала бабушка, обклеенное картинками из супермаркета или с неровно выведенными от руки буквами «ХВ» – удивительно, но пасхальное яйцо всегда во главе Светлого праздника.

Яйцо традиционно оказывается в центре внимания христиан и не только. Причем даже сейчас, в 21 веке, мы, которые ни шагу не можем ступить без вайфая, ждем время, когда можно будет красить яйца! Вокруг обычного яйца вертится целый мир!

По традиции яйца к Пасхе красят в четверг

Тайны пасхального яйца

Есть две притчи, рассказывающие как яйцо связано в Пасхой. Удивительно, но эти легенды не противоречат друг другу.

Согласно первой, вход в гробницу, где покоилось тело Иисуса Христа, был закрыт огромным камнем, своей формой напоминавшим яйцо. На третий день после погребения Иисуса стражники, охранявшие вход в гроб господень, увидели сошедших с небес ангелов и камень сам собой откатился. Так яйцо стало символом гроба, в чьих недрах зародилась жизнь, которой суждено появиться на свет вопреки любым препятствиям.

Другая притча – о чуде, произошедшим с обыкновенным яйцом на глазах императора Тиберия. Мария Магдалина отправилась проповедовать в Рим. В ту пору немыслимо было нанести визит правителю с пустыми руками: и если богатые подносили золото, драгоценности, яства, то бедные люди одаривали императора самыми простейшими, но ценными для них вещами, например, яйцами домашней птицы. Мария Магдалина принесла не только яйцо, но и удивительную весть: «Христос воскресе!» – сообщила она, вручая Тиберию куриное яйцо.

Император, которого историки описывали как человека проницательного, но своевольного, усомнился и сказал, мол, никому не подвластно воскреснуть из мертвых, как и вот этому самому белому яйцу не под силу стать красным. И только он это вымолвил, как яйцо изменило свой цвет.

По одной из версий, пораженный император даже ответил: «Воистину воскресе!», зародив тем самым традицию пасхального обращения христиан друг к другу (разумеется, совершенно случайно, ведь Тиберий верил в Юпитера, Нептуна и весь сонм римских богов).

Но не только христиане наделяли яйцо дополнительными смыслами. Человек всегда видел в нем нечто большее.

Вот, например, Брахма, бог-творец в индуизме, был рожден из золотого яйца, из остатков которого затем проросла Вселенная.

В древнеегипетской книге мертвых тоже есть место Сияющему яйцу: его снесла небесная гусыня, и именно из него потом появился бог Солнца Ра.

А в древнем Китае считалось, что когда-то повсюду царил хаос, и был он заточён в огромном яйце. Внутри яйца сам по себе родился первопредок Пань-гу, который своим топором прямо внутри яйца разбил скорлупу и отделил Инь (землю) от Янь (неба).

В буддизме скорлупа яйца тоже фигурировала и отождествлялась со «скорлупой невежества» – освободиться от нее означало родиться второй раз, достичь просветления.

Так что сомнений нет, яйцо – уж извините за каламбур – птица важная! И на Пасху эту важность принято подчеркивать…

Украшать и красить

Пасха – праздник, к которому всегда относились с особым почтением и любовью, щепетильно соблюдая обычаи даже в том, что касалось украшения главного пасхального символа.

Очевидно, что истинный цвет пасхального яйца – красный. И дело тут не только в притче о чудесном превращении яйца на глазах у потерявшего дар речи императора Тиберия. Красный – цвет плодородия, радости, любви, триумфа жизни.

В православной традиции, в зависимости от характера росписи, яйца поделили на три вида: писанки, крашенки и крапанки.

Крашенка – это одноцветное пасхальное яйцо, а цвет – это отдельное послание. Красный (отвар луковой шелухи или свеклы) – радость, желтый (календула, кора яблонь) – солнечный свет, зеленый (крапива) – весна и надежда, коричневый (кора дуба, ольхи) – плодородие, а иссиня-черный (лепестки мальвы) знаменовал скорбь. Темные яйца несут на кладбище в день поминовения.

Пасхальные яйцаПисанка – это больше оберег, в который человек вкладывал много личного, и именно поэтому их было принято делать для себя и близких, а не для продажи…
Женщины наносили на яйцо воск, прорезали рисунки на застывшей массе, окрашивали яйцо, затем снова прорезали и снова окрашивали. А в итоге стапливали воск, оставляя лишь получившийся яркий узор. Освященную в церкви писанку бережно хранили.
Пасхальные яйца

Крапанка – это еще один вид росписи яйца, также требующий значительной сноровки. Ее название происходит от старославянского «капля»: пасхальное яйцо раскрашивается крупными цветными точками, мелкими пятнышками, брызгами или короткими штрихами. В результате получается очень радостное и разноцветное яйцо, будто бы все в бликах света.

Сегодня, конечно, роспись пасхального яйца стала целым направлением в рукоделии и в каком-то смысле даже азартным делом. В интернете можно найти массу невероятных способов для создания произведений домашнего искусства: в ход идут не только банальные пищевые красители и термопленки, но и акрил, средства декупажа, трафареты, крупа, растительное масло для имитации разводов, мулине, кружево.

Может, и кажется порой, что стремление добиться неординарности взяло верх над первоначальным смыслом пасхального яйца, но ведь главное, чтобы оно было сделано с любовью!

Яйцо всему голова

«Дорого яичко к Христову дню» – так гласит русская народная пословица, напоминая, что особенно ценно то, что сделано вовремя. Действительно, пасхальное яйцо в Светлое Воскресенье используется в массе христианских и народных ритуалов. Без него, можно сказать, никуда!

Разукрашенное и освященное яичко является обязательной частью первой пасхальной трапезы. Отведать яйцо утром на Пасху – залог радостного праздника, счастливой жизни и здоровья.

Мы и сегодня продолжаем традицию, начатую еще Марией Магдалиной. Нарядные яйца – прекрасный пасхальный подарок. Обмен ими – любовь, гостеприимство и единение. «Христос Воскресе!» – говорят, вручая яйцо близкому человеку, чтобы услышать в ответ: «Воистину Воскресе!».

После этого нужно похристосоваться – то есть трижды расцеловаться в обе щеки. Кстати, если уж делать все по правилам, то первым произносить пасхальное приветствие должен более молодой член семьи.

А вот откуда пошла традиция биться на Пасху яйцами, неизвестно. Так уж было заведено. Да и сегодня разве вы не начинаете пасхальный день с символического столкновения двух яиц – чье же крепче? Но трактовки у этого обычая очень даже интересные.

Первая версия заключается в том, что между собой борются добро и зло: яйцо, которое, по счастью, не разбилось, устояло против препятствия, является победителем – его хранили в доме в качестве оберега. Другая версия тоже вполне правдива. В более консервативные времена прилюдно расцеловываться было не принято, поэтому, поздравляя друг друга с Пасхой, люди христосовались с помощью битья яиц.

Яичный масскульт

Живопись, кино, литература, дизайн, даже компьютерные игры – пасхальные яйца проникли всюду. В знаменитом романе русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне», работа над которым длилась аж 14 лет, Пасхе посвящено несколько глав. Все они пронизаны каким-то щемящим сердце теплом, радостью и не требующей пояснений верой – когда читаешь, хочется вернуться в детство и ждать Светлое Воскресенье под ароматы куличей:

«Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него – все волшебное. Вот – с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное… И вот, фарфоровое – отца. Чудесная панорамка в нем… За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах, – и чудится мне, в цветах, – живое, неизъяснимо-радостное, святое… – Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, – и усыпляющий перезвон качает меня во сне».

Яйца Фаберже вообще стали понятием нарицательным, символом дорогого, изысканного подарка. Между тем, Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году по заказу императора Александра III именно в качестве пасхального сюрприза для его жены Марии Федоровны.

Яйцо ФабержеОно называлось «Курочка» и было покрыто снаружи белой, под скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, размещалась изготовленная из цветного золота курочка. Но на этом сюрприз не заканчивался – внутри курочки таилась миниатюрная копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном.

Вот это писанка, так писанка! Впрочем, всю идею Карл Фаберже заимствовал: в начале XVIII века европейскими мастерами уже было изготовлено подобное яйцо, несколько экземпляров которого хранятся сегодня в музейных коллекциях Дрездена, Вены и Копенгагена.

И все же Фаберже так поразил императрицу своим творением, что сразу был признан придворным ювелиром и получил заказ создавать по яйцу ежегодно. Кстати, работа была такой кропотливой и тонкой, что на одно яйцо действительно уходил почти целый год.

Эта традиция сохранялась вплоть до царствования Николая II. С 1885 по 1917 год было создано 71 яйцо неописуемой красоты, из которых императорскими считаются 52.

Вот такое получилось яичное расследование! И мысль вдруг посетила – доброе яичко любому человеку приятно. А это значит, что простым яйцом можно объединить нации и конфессии, детей и взрослых, старинные традиции и самую что ни на есть современность.

Желаем вам счастливой Пасхи!

Подготовила Елена Бояршинова

Редакция благодарит за помощь отца Александра, протоиерея Свято-Никольского кафедрального собора Шымкента.

Реклама