Макет развития Шымкента

Строительство арбатов, многочисленных зон отдыха, дорожных развязок. Все эти проекты будут реализованы в Шымкенте в ближайшее время. А к 2020 году здесь появится город в городе. Проект «Shymkentcity» станет его визитной карточкой.

Совсем недавно здесь представили проект агломерации «милионника». Он предусматривает значительное увеличение объема строительства детских садов, школ, больниц и многоэтажных жилых домов. А также комплексное развитие инженерной, транспортной, социальной и рекреационной инфраструктур.

В соответствии с Программой развития регионов, Шымкентская агломерация встала в один ряд с Алматинской и Астанинской. Она также определена как агломерация, обладающая наибольшим потенциалом. Общая площадь ее превысила 1,5 миллиона гектаров. Основная задача — решение социальных, экономических и инфраструктурных вопросов населенных пунктов.

Бактыбай Дуйсебеков, заместитель руководителя управления архитектуры и градостроительства ЮКО: «Мы должны понимать, что немаловажно развить агломерацию с целью разгрузить город-ядро. Мы должны комплексно развивать всю территорию агломерации, в которую вошли 367 населенных пунктов. Открывать новые рабочие места, строить школы, детские сады и больницы, в общем, создавать равные условия по всей территории».

На территории Шымкентской агломерации сегодня проживают более 10% всего населения Казахстана. Каждый четвертый ребенок в стране приходится именно на Южно-Казахстанскую область. И поэтому чиновники планируют, что до 2030 года численность населения здесь увеличится на полмиллиона человек.

Однако рост населения предусматривает и увеличение количества автомобилей. Сегодня только в Шымкенте их зарегистрировано 375 тысяч. Ежегодный прирост составляет 20-25 тысяч.

Куатжан Жуматаев, руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог: «На сегодняшний день мы работаем над проектом продления одной из главных улиц Шымкента. Проспект Кунаева станет главной артерией, которая будет соединять южный и северный въезд в город. Его общая протяженность составит 26 км. Машины, которые прибывают в город с районов, смогут беспрепятственно попасть в центр, не создавая при этом пробки».

Бороться с пробками на дорогах власти города планируют путем строительства развязок. До 2023 года таких в городе появится сразу 6. Строительство одной уже почти завершено. Вместе с тем, до 2019 года весь городской общественный транспорт будет оснащен камерами видеонаблюдения и системой электронного билетирования.

Большое внимание уделяют здесь и строительству жилых домов. С начала года в Шымкенте начали возведение 277 многоэтажек. 104 из низ за счет частных застройщиков. Особое место среди всех проектов занимает проект «Shymkentcity». За 2-3 года на территории городка планируют возвести 324 высотки 1 и 2 класса.

Габит Мауленкулов, заместитель акима г. Шымкента: «Шымкент сегодня растет в Северо-Западном направлении. Там у нас строится «Shymkentcity». Он рассчитан на 60 тысяч человек. Сегодня свой интерес в строительстве на его территории выразили десятки крупных местных и иностранных инвесторов. Изначально мы планировали строить дома 3-4 класса комфортности. Но теперь, благодаря появившимся инвесторам, квартиры будут 1-2 класса».

Украсят внешний облик Шымкента многочисленные зоны отдыха и арбаты. Стилизованные арки, аккуратные улочки, благоустроенная прибрежная зона — все это будет ожидать гостей нового «Старого города». Вдоль реки Кошкарата появятся тематические кафе и ремесленные мастерские. А для создания пешеходной зоны длиной 1200 метров, руководству города пришлось изъять из частных рук 96 участков земли.

Шымкент не случайно был выбран культурной столицей содружества независимых государств в 2020 году. Благодаря гостеприимному южному темпераменту, присущему любому шымкентцу, густонаселённость города стала его преимуществом. Шымкала издавна славится своей особой атмосферой дружбы и единства. А звание культурной столицы поможет ему развиваться в этом направлении еще быстрее.

Николай Путилин