Правдивая история: Как живется выпускникам детского дома

1142

Августовский теплый денек, купленный ранец с надписью «Школа», смех младшей сестрички, поцелуй отца в щечку. Это были последние радостные воспоминания из детства. Мне было семь, ожидание праздника 1 сентября. Школьная форма, белые банты, казалось бы, ничто не омрачит предстоящего…

Смерть не предупреждает о своем визите…

Родителей не стало вмиг. Пустота, непонимание происходящего, плач родственников и старших сестер, толпа людей, пришедших проститься. Осознание потери наступит только через года. Серый кабинет, люди в форме и шестеро детишек словно забитые котята – картина навсегда останется в памяти. Несмотря на то, что были родственники, нас отправили в детский дом в Алматинской области. Младшему братишке не было и двух. Позже его усыновила семья из Америки. О его судьбе до сих пор нам ничего неизвестно.

И вот новый дом, новая и большая семья, новые правила жизни. Все перевернулось с ног на голову. В эмоциональном плане было дико тяжело, но ко всему привыкаешь, а потом становишься частью этой системы. Время пролетало и постепенно все покинули стены детского дома. Я пробыла там 11 лет. И вот сдача ЕНТ, не добрала 4 балла и грант – закрыт. В это время руководство детского дома менялось со скоростью света, а так как я была единственной выпускницей, то о моей дальнейшей судьбе никто не подумал. Выдали на руки документы и на этом мое пребывание в стенах дома сирот закончилось.

Добро пожаловать, суровая реальность, к которой никто не готовил! Как оказалось, я ничего не знала о жизни вне детского учреждения. Старшие сестры, жившие на тот момент в Алматы, помогли с поступлением на подготовительные курсы. Спустя год поступила в университет на заочную форму обучения, сняла квартиру и устроилась на работу. Днем работала продавцом в бутике женской одежды, а ночью до 4 утра официанткой в одном из заведений. Спала практически два-три часа в сутки для того, чтобы оплатить обучение и аренду жилья.

Про то, что можно рассчитывать на помощь от государства, никто не подсказал. Была попытка встать в очередь на получение жилья, но в ЦОНе сказали, что программа закрыта. После окончания университета переехала в другой город. Вышла замуж за парня из Шымкента, родила двоих детей. Собственным жильем так и не обзавелась. Только в 28 лет случайно узнала, что выпускники детских домов до 29 лет могут получить жилплощадь от государства. Успела! Документы сданы, очередь идет. И ничего страшного, что арендное жилье. Сумма оплаты мизерная и есть возможность накопить на свое, а не отдавать за аренду по 60000-70000 тысяч тенге ежемесячно.

С нас – помощь, с вас – успехи!

После выпуска из детского дома, казахстанским детям, которым некуда пойти, от государства предоставляется жилье в домах юношества и социальная помощь. Проживание, определение в учебные заведения, постановка в очередь на получение жилья – все это бесплатно. В домах юношества проживают юноши и девушки в возрасте от 16 до 29 лет. За это время жильцы-воспитанники, так они там называются, осваивают профессии, кто-то работает и дожидается очереди на получение своих заветных квадратов. Есть определенный устав и порядок нахождения. Двери открыты с 7 утра до 11 вечера. Запрещено употреблять спиртные напитки и курить. В шымкентском доме юношества на данный момент проживают 96 воспитанников. С 2013 года по сегодняшний день более 250 жильцов получили квартиры. И за это же время было создано шесть семейных пар. С одной из таких мне довелось побеседовать.
Анастасия Сопильняк и Ерболат Камал. Свадьба состоялась в ноябре 2018 года. Молодоженам в проведении праздника помогли как сотрудники дома юношества, так и меценаты города Шымкента. После регистрации Настя приняла ислам и, как полагается по казахским традициям, паре новобрачных провели необходимые свадебные обряды.

«Считаю, что муж и жена это одно целое. Между нами не должно быть противоречий. Для нас семья обретает двойной смысл. Мы создали то, чего у нас никогда не было. Будем стараться укреплять наши отношения и беречь друг-друга», – сказала Настя.
Молодые надеются, что уже этой весной смогут переехать в свою квартиру. Номер очереди Насти – 256-й.

Где ёкнуло сердце?

Судьбой детей, которые остались без родителей, обеспокоено не только государство, но и люди, которые не могут пройти мимо чужой беды. Как говорится, чужих детей не бывает. Одни называют их волонтеры, другие – меценаты, третьи – люди с большим сердцем. С одной из таких женщин мне удалось познакомиться. После встречи с такими личностями вера в человечность только укрепляется.
Галия Джусупова является представителем центра поддержки усыновления «Жанұя» ОФ «Ана үйі». Благодаря бескорыстному труду этой организации, 931 ребенок приобрел семью.

«В нашем городе по программе «Жанұя» было усыновлено 24 ребенка. К сожалению, бывает, что детей возвращают обратно в детский дом. В Шымкенте два таких случая. Детям было от 11-13 лет. Сыграл фактор переходного возраста, с которым приемные родители не смогли справиться. Для того, чтобы такие ситуации не повторялись, так как наносится тяжелая психологическая травма ребенку, мы создали на базе нашего центра «Школу приемных родителей». Программа состоит из 14 практических занятий. Это тренинги и ролевые игры. Хочу отметить, что консультации и занятия проходят абсолютно бесплатно. Это делается для потенциальных приемных родителей. Так как они должны быть готовы в психологическом, правовом и моральном аспектах для такого серьезного решения», – поделилась Галия Джусупова.

В ноябре 2018 года на гражданском форуме в Астане учредителем фонда «Ана үйі» бизнесменом Айдыном Рахымбаевым, был поднят вопрос о создании «негосударственного национального агентства по усыновлению».

«Два года мы пытаемся решить эту проблему, но безрезультатно. Иностранцы имеют у нас лицензию и юридический статус, а мы – граждане Казахстана – не имеем на это права. Вопрос: почему?» – озадачил присутствовавших на форуме бизнесмен.
Также им было озвучено, что в случае поддержки выдвинутых предложений количество сирот можно будет сократить в 8 раз и закрыть большинство детских домов, а оставшиеся перепрофилировать в центры поддержки и семьи.

Нурсултан Назарбаев тогда сказал, что ситуация с сиротами у него вызывает сильное беспокойство. «Я считаю, что в Казахстане детских домов не должно быть, а каким путем нужно двигаться, прекрасно знает господин Рахымбаев», – заявил президент.
Министру образования и науки Ерлану Сагадиеву глава государства поручил поддержать идею бизнесмена и создать предлагаемое агентство.
Разговоры ведутся, а становление личности сирот, а их 7000 по республике на сегодняшний день, уже запущено. И обществу решать, какими они вырастут. Озлобленными на весь мир или же достойными гражданами нашей страны?

Наталья Провозина

Справка
«Дом Юношества», г.Шымкент, ул. Байтурсынова, д.73а.
Фонд «Жанұя», 1422 – бесплатный номер для консультаций по усыновлению.
Галия Жусупбековна Джусупова, 8(777) 310-99-64, представитель центра поддержки усыновления в г.Шымкенте.

Реклама