Иллюстративное фото

Среднее образование: концентрация на реформах.

В Послании говорится о завершающем этапе в реформах школьного образования.

В Казахстане в рамках Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы идет обновление содержания. В 2017-2018 учебном году осуществлен переход 1, 2, 5, 7 классов. С 1 сентября 2018 г. на обновленное содержание перешли учащиеся 3, 6 и 8 классов.

По данным МОН РК, сегодня 73% детей охвачены обновленным содержанием образования (в 2016 г. – 12,6%, 2017 г. — 43%). Охват педагогов курсами по программам обновленного содержания за три года составил 75%. 208 тыс. учителей получают доплату за преподавание по обновленному содержанию.

В 2015-2016 учебном году в 1-х классах, в 2016-2017 учебном году в 2, 5 и 7 классах, в 2017-2018 — в 3, 6 и 8 классах проведена апробация учебных программ и учебников обновленного содержания. С 1 сентября 2018-2019 учебного года апробация продолжается для 4, 9 и 10 классов на базе 30-ти пилотных школ. После каждой четверти подводятся промежуточные итоги внедрения обновленного содержания. В 30 пилотных школах количество класс-комплектов составляет 143 ед.

Общий итог апробации будет подводиться в конце 2018-2019 учебного года.

Вместе с тем, для создания системы стимулирования успешных школ разработана и апробируется новая модель подушевого нормативного финансирования.

Новизной данной модели являются:

1. определение отдельного размера подушевого норматива для детей с особыми образовательными потребностями;

2. нормирование расходов на соответствующие доплаты в целях обеспечения социальных гарантий государства работникам, проживающим в зонах экологического бедствия и радиационного риска;

3. введение стимулирующего компонента для повышения качества образования через стимулирование педагогического потенциала;

4. введение корректирующего (понижающего) коэффициента для переполненных школ со значительным фактическим контингентом в целях более эффективного и рационального использования государственных средств;

5. нормирование расходов капитального характера для повышения качества образования путем укрепления и развития материально-учебной базы школ.

В целом, подушевой норматив представлен в 16 вариациях в зависимости от уровня образования и особенностей обучения (коррекционные классы, обучение на дому, инклюзивное образование).

Данная модель апробируется в 43 школах 7 регионов (Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Туркестанская области, гг. Астана и Алматы) и оценена Министерством финансов, акиматами, пилотными школами, НПП «Атамекен» более эффективной и справедливой.

На сегодняшний день 80 государственных и 8 частных школ г. Астаны перешли на подушевое нормативное финансирование.

Наряду с этим, размещен госзаказ по принципу подушевого финансирования в частных школах 6 регионов (гг. Астана и Шымкент, Актюбинская, Алматинская, Мангистауская, Туркестанская области) на 6 тыс. мест.

Согласно информации МОН РК, для создания возможности функционирования ряда школ с подушевым финансированием в форме «государственное предприятие на праве хозяйственного ведения» внесены изменения в законодательство. Это будет способствовать эффективной реализации подушевого нормативного финансирования среднего образования, созданию условий для рационального и эффективного использования бюджетных средств.

Промежуточные результаты апробации подушевого финансирования в пилотных школах показали улучшение показателей ежегодного контроля успеваемости учащихся: с 54 баллов в 2013 г. до 61,9 баллов за 2017-2018 уч.год. Средний показатель ЕНТ увеличился с 71 до 77,1 балла. Доля учащихся-победителей, призеров, лауреатов конкурсов и соревнований в 2017-2018 уч.году составила 21,5% от общего числа учащихся (в 2012-2013 уч.г. – 18%).

В рамках объема подушевого финансирования у школ появилась возможность частично укрепить учебную и материально-техническую базу. Приобретены: спортивный инвентарь, мебель ученическая, учебные доски, наглядные пособия и учебные материалы, музыкальные инструменты.