В Шымкенте уголовное дело о смерти полицейского в частной клинике поступило в суд

больница, капельница

Жалобы на некомпетентность врачей, которая в том числе становится причиной летального исхода, имеют место быть.

В отечественные учебники по криминологии вошло беспрецедентное уголовное дело о внутрибольничном заражении детей вирусом иммунодефицита человека в Шымкенте. Судебный процесс проходил в 2007 году. Обвинения были предъявлены 21 подозреваемому, в том числе руководителю областного управления здравоохранения и двум ее замам. Процесс был закрытым. Но до сих пор у побывавших на нем журналистов мороз по коже от увиденного и пережитого. Это — черная, полная драматизма история, о которой многие хотели бы забыть. Но трагедия была, и от этого никуда не деться. За ней последовали строительство современного центра крови в Шымкенте и другие знаковые предупредительные меры, пишет yujanka.kz.

Эту грустную историю вспомнила не случайно. Минувшей осенью на многочисленных сайтах появилась информация о смерти сотрудника департамента внутренних дел Туркестанской области в одной из шымкентских частных клиник. Цитировались слова его родственницы о том, что молодой человек умер на кушетке в больничном учреждении, когда ему поставили капельницу. И, как случается, СМИ пошумели и замолчали. Наступила тишина. Так что же произошло на самом деле? Почему так нелепо оборвалась жизнь 30-летнего сотрудника дорожно-патрульной полицейской службы под сводами частного медицинского учреждения?

Кстати, это уже не первый летальный случай в частных шымкентских клиниках, которых в городе-миллионнике превеликое множество. А большинство потенциальных пациентов считает, что именно там самое лучшее лечение, правда, стоит оно немалых денег.

Невыездной

В преддверии Нового года уголовное дело о смерти полицейского в частной клинике поступило в Аль-Фарабийский районный суд. Досудебное следствие по собранным доказательствам предъявило обвинение по ст. 317, ч. 3 УК РК «Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним, а равно несоблюдение порядка или стандартов оказания медицинской помощи, повлекшее по неосторожности смерть человека» врачу-урологу одной из шымкентских частных клиник М., 1981 года рождения. На время расследования специализированный следственный суд вынес подозреваемому меру пресечения в виде подписки о невыезде.

Беда пришла, откуда не ждали

У скончавшегося полицейского не было наследников. И ему порекомендовали обратиться к классному специалисту по бесплодию. 13 августа 2018 года он приехал в клинику. Прошел обследование. А 4 сентября получил первое лечение внутривенными препаратами, после которого заболели почки. Пациент решил отказаться от приема лекарств. Но врач его убедил: это реакция организма, нужно обязательно продолжить процедуры. Пациент пришел в больницу 25 сентября во второй половине дня со своими лекарствами. Ему поставили капельницу: раствор офло 100 мл, потом — глюконат кальция, далее — цефтриаксон. Как следует из акта врачебной проверки, у пациента покраснели лицо, шея, появились кашель и сильное слюнотечение. Через считанные минуты у полицейского остановилось сердце. Вызвали скорую медицинскую помощь. Но она оказалась бессильной.

Были проведены судебно-химическая и судебно-гистологическая экспертизы в институте судебных экспертиз Шымкента. Заключение экспертов: «Причина смерти полицейского — анафилактический шок от использования неисследованного лекарственного вещества».
По распоряжению руководителя управления здравоохранения г. Шымкента Н. Касымова организовали внеплановую проверку деятельности частной клиники, где случился летальный исход.

Вот какие выводы сделала кандидат медицинских наук, сотрудница кафедры фармакологии, фармакотерапии и клинической фармакологии Южно-Казахстанской медицинской академии С. Ташимова, проанализировавшая рациональность фармакотерапии, назначенной скончавшемуся пациенту: «Возможно, что в развитии анафилактического шока сыграла роль перекрестная реакция лекарственных средств, введенных фактически одновременно. Разведение и интервал между введением лекарственных средств, назначенных пациенту, должны составлять не менее трех часов. Не допускается использование кальцийсодержащих растворов одновременно с цефтриаксоном. Результат взаимодействия может привести к образованию нерастворимых соединений. Одновременное использование этих лекарств противопоказано».

С. Ташимова ссылается на Американское управление по пищевым продуктам и лекарствам FDА, которое еще в июле 2007 года известило медиков об изменении раздела «безопасность» в инструкции к цефтриаксону, предупредив о потенциальном риске, связанном с одновременным использованием кальцийсодержащих препаратов. FDA официально опубликовала предупреждение об этом для практикующих врачей.

Где лицензия?

Как показала проверка, руководство ТОО, о котором идет речь, проигнорировало приказ Министерства здравоохранения РК от 23.01.2015 года № 27 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к медицинской и фармацевтической деятельности». У врача-уролога на тот момент отсутствовал сертификат на выполнение клинической деятельности по специальности врач-уролог. То есть он вообще не имел права, когда случилась беда, оказывать этот вид медицинских услуг. И не только он. Не оказалось лицензии и у акушера-гинеколога этой клиники.

Проверяющие составили протокол в отношении юридического лица о привлечении к административной ответственности по ст. 464, ч. 1 КоАП РК.

Чистота — залог здоровья

Медицинское учреждение, тем более частная клиника, должно блистать идеальной чистотой. Но в реальности все оказалось далеко не так. В акте проверки зафиксировано нарушение 14 (!) пунктов приказа Минздрава РК № 357 от 27.09.2018 года «Об утверждении санитарных правил «Санитарно-эпидемические требования к объектам здравоохранения». Горячей воды нет ни в кабинетах врачей, ни в процедурном. Влажная уборка с использованием моющих и дезинфицирующих средств проводится нерегулярно. В кабинете гинеколога и процедурном с бактерицидными облучателями не установлено табло «Не входить, включен бактерицидный облучатель» на двух языках. Стирка постельного белья и санодежды проводится нецентрализованно. Предстерилизационная обработка и стерилизация изделий медицинского назначения не осуществляется вообще. В процедурном кабинете уролога предметы ухода за пациентами не дезинфицируются и т. д. В клинике отсутствовало положение об оказании платных медицинских услуг.

Смерть пациента в частной клинике СМИ сделали достоянием общественности. По слухам, поначалу была предпринята попытка прекратить досудебное расследование в связи с примирением сторон. Однако принципиальную позицию заняла прокуратура, и заволокитившего дело следователя отстранили. Назначили другого. И он довел расследование до логического финала. Материалы ушли в суд. И теперь ему вершить правосудие. На досудебном следствии подозреваемый признал свою вину.

Статья 317, ч. 3 УК РК предусматривает наказание в виде содержания за колючей проволокой до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Однозначно эта трагедия должна заставить каждого из нас более внимательно относиться к выбору лечебницы. Не всегда дорого означает качественно и безопасно.

Татьяна Корецкая

Реклама