Операция «Жусан»: Как живут вдовы, вернувшиеся из горячих точек

Ужасы войны для них теперь позади. Благодаря проведенной операции по возвращению соотечественников, уехавшие по своей или не по своей воле в места боевых действий семьи джихадистов вернулись на родину.

Всего в рамках трех этапов операции под названием «Жусан» из зон боевых действий были вывезены 524 казахстанских гражданина, включая 30 мужчин, 137 женщин 357 несовершеннолетних детей. Из них — 27 сироты, родители которых погибли на войне.

В настоящее время они все проходят реабилитацию. В Казахстане для их реабилитации  организованы центры поддержки коррекции и адаптации женщин и детей. В мечети с ними работают имамы, а при акиматах созданы центры исследования проблем религий. Сейчас вдовы, вернувшиеся из ада, с детьми приходят в себя, а власти Казахстана помогают им об устроиться, оформить документы и адаптироваться в условиях мирной жизни на родине.

Две жительницы  Шардаринского района Улжан и Гульнур — не сестры, но говорят, что их связывает большее: за их плечами 6 лет страха под бомбежками, голод, потери близких — мужей и детей. Теперь они радуются светлому и мирному небу Казахстана. И надеются, что черная полоса их жизни навсегда останется в прошлом.

Улжан закончила в свое время университет, вышла замуж родились 5 детей. Муж начал читать намаз, но ничего радикального за ним она не замечала, потом перебрались в Турцию. В один из дней мужа заставили отправиться в Сирию. Там родились еще две дочки.

За мужьями женщины поехали в Сирию, не раздумывая. Тогда они еще не понимали, что эта дорога на войну и, возможно, в один конец.

Мужья быстро вступили в ряды запрещенной ИГИЛ, воевали, но не долго. Муж Улжан умер от снайперской пули в первый год нахождения в Сирии. Там, говорит Улжан,  снайпер специально стрелял в ноги, а потом в почку, чтобы боец умирал в долгих мучениях. В след за кормильцем умер и их 16 летний сын.

В один из дней она ушла из дома в поисках пищи, а когда вернулась старшего сына не было, он сообщил своим братьям что уходит, собрал свои вещи и ушел. Я переживала, что он может не вернуться.  А спустя некоторое время пришла соседка и сказала что у нее есть хорошая новость: ее сын пал шахидом.

Сейчас женщины с детьми вернулись в дом к родителям, впереди много забот: оформление документов, оформление пособий на детей, подготовительные курсы для подготовке к школе, ведь дети отстали от своих сверстников по объему знаний на несколько лет.

Для реабилитации вернувшихся из горячих точек в республике делается многое. Принята специальная государственная программа, рассчитанная на 2018 — 2022 годы, выделено порядка около одного миллиарда долларов на ее реализацию, — сообщил Аманжол Уразбаев, руководитель республиканского общественного объединения «Контртеррористический комитет».

Аманжол Уразбаев: «Надо сказать, что это огромная сумма и будем надеяться, что она будет способствовать реальному приложению сил всего общество для того, чтобы нам эту проблему даже если не полностью решить, то хотя бы локализовать как-то. В Казахстане идет попытка систематизировать эту работу. Систематизация идет как в плане работы с решением внутренних проблем, так и решением внешних проблем. Для того, чтобы качественно лечить болезнь надо ее в начале диагностировать. То есть после того, как будет выявлен уровень радикализации человека, то после этого будет определен план его дерадикализации его и асоциальной адаптации. Куда входит как и социальная так и психологическая работа с ним и с членами его семьи. Этот процесс достаточно длительный, но это необходимо делать».

Родственники вернувшихся домой помогают возвратившимся едой и одеждой, поддерживают их. Вдовы учатся заново жить, каждой клеточкой тела ощущая долгожданную свободу и видя мирное небо над головой. Как страшный сон, забывая ужасы войны.

Шакир Умаров

Реклама