В Шымкенте закрываются обменники. В прошлом году в третьем миллионнике страны приостановили свою деятельность 24 обменных пункта. Виноваты — большие налоги.
Улица Тауке-хана в Шымкенте славится десятками обменников. Именно здесь в третьем миллионнике страны располагается большая часть крупных валютных пунктов. Всего в городе работает порядка 200 обменников, правда, в прошлом году их было на порядок больше.
Обменников в Шымкенте стало еще меньше. В Палате предпринимателей подсчитали, в прошлом году в городе-миллионнике закрылись 24 обменника. Основная причина — грабительские налоги. Если раньше валютные пункты ежеквартально платили 50 тысяч тенге, то сейчас налог вырос почти в три раза — до 125 тысяч!
На валютном рынке Станислав Бордаков больше 20-ти лет, но ТАКИЕ налоги, видит впервые. Предприниматель уверен, новое постановление повлечет за собой развитие теневого рынка. И тогда выгода для местного управления, станет невыгодной для экономики страны в целом.
«Вводя такие налоги государство потеряет то, что уже есть, ну и получит черный рынок, в конечном итоге. Если вводить такие налоги, люди тут не бешеные деньги зарабатывают в общем-то, платить их, ну и рассчитывайте на то, сколько рабочих мест освободится и люди останутся без работы: кассиры, охранники, водители», — уверен Станислав.
Удивительно, но в городах Нур-Султан и Алматы фиксированный налог для обменников составляет 30 МРП. Новоиспеченный третий мегаполис страны обогнал их всего за год после приобретения нового статуса.
«Курс вверх-вниз прыгает и мы очень много теряем, это совершенно не учитывается. Очень сложно работать, очень большие потери, и то, что мы платим такие бешеные налоги, при такой большой конкуренции еле-еле вытягиваем», — негодует предпринимательница.
Ответственность за такое положение дел несет городской маслихат. Сумму фиксированного налога выбрали именно там. Причем, выбрать народные избранники могли от минимальной ставки в 10МРП до максимальной в 50 МРП. Слуги народа решили максимально пополнить городской бюджет.
«Мы провели переписку с органами госдоходов, с органом экономики и бюджетного планирования, о снижении размера фиксированного налога. В итоге нам в управлении бюджетного планирования сообщили, что это прерогатива органов госдоходов. Там, в течение полугода мы не могли получить ответ. И накануне 14 августа мы получили ответ, что они дали поручение районным органам, — говорит Кайрат Акенов, заместитель директора Палаты предпринимателей г.Шымкента.
В городской палате предпринимателей намерены оспорить решение маслихата. Атамекеновцы направили запрос, чтобы получить от народных избранников документы, послужившие основанием для определения размера фиксированного налога и рассмотреть их совместно с прокуратурой.
Анастасия Новикова