В Шымкнте состоялось очередное заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей г. Шымкент под председательством Мелеса Сейтжанова. Речь на Совете шла об административных барьерах в сфере пассажирских перевозок.
На заседание пригласили представителей Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Шымкент, ОЮЛ в форме ассоциации «Южавтотранс», ОЮЛ «Ассоциация «Кулагер», АО «Социально-предпринимательская корпорация «Шымкент», ТОО «УК «Shymkent Bus», ТОО «Ордабасы», ТОО «АвтоИмпульс», ТОО «Экспресс», ТОО «Береке КиТ», ТОО «Нур Куаныш», сообщает Пресс-служба Палаты предпринимателей г.Шымкент.
Проблемные вопросы предпринимателей, занятых в сфере перевозки пассажиров в городе Шымкент, прежде всего касались наложения (дублирования) маршрутов.
Управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог г.Шымкент на действующие маршруты предпринимателей допущены автобусы ТОО «УК «Shymkent Bus» с дублирующими схемами маршрутов.
(Справочно: ТОО «Управляющая компания «Shymkent Bus» зарегистрирована 14 мая 2019 года. Учредителями товарищества являются АО «СПК «Shymkent», Тоғысбаев Азамат Нұрланұлы и Тажибеков Бауыржан Пернебекович. В настоящее время директором товарищества назначен Токбергенов Еликбай Адилович. )
К примеру, маршруты №№145,82, обслуживаемые ТОО «Ордабасы», дублируются новыми маршрутами №№45, 182 ТОО «УК «Shymkent Bus»; маршрут №71 ТОО «АвтоИмпульс» дублируется новым маршрутом №171 «УК «Shymkent Bus», маршрут №58 ТОО «Экспресс» дублируется новым маршрутом №158 ТОО «УК «Shymkent Bus», маршрут №110 ТОО «Береке КиТ» дублируется новым маршрутом №10 ТОО «УК «Shymkent Bus» и ряд других аналогичных наложений.
В результате этого трудности испытывают не только субъекты предпринимательства, заключившие ранее с Управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог договора (сроками от 3-х до 5-ти лет), но и ТОО «УК «Shymkent Bus», ведь в городе Шымкент имеются и другие, не охваченные маршрутами жилые массивы.
Вследствие того, что Управлением в одностороннем порядке разработаны дублирующие схемы маршрутов ТОО «УК «Shymkent Bus», перевозчики терпят убытки, происходят гонка автобусов, стычки и конфликтные ситуации между водителями, в дополнение к этому Управление выдает уведомления о досрочном расторжении договоров с компаниями перевозчиков.
Следует отметить, что основанием для запуска автобусов ТОО «УК «Shymkent Bus» на линии маршрутов послужил приказ руководителя Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкент Жуматаева К. за №89 от 27.08.2019г. «Об утверждении автобусных маршрутов до проведения открытого конкурса».
Согласно данного приказа, ТОО «УК «Shymkent Bus» дается право обслуживать маршруты: №№ 113, 10, 182, 171, 171а, 96, 45, 133, 180, 16, 23, 138, 158, 21, 139, 191, 108, 153, 152. Но обслуживание указанных маршрутов ТОО «УК «Shymkent Bus» начало еще в июле месяце т.г., т.е. до принятия приказа Управления.
В соответствии с п.17 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 26 марта 2015 года за №349, регулярные внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основе свидетельств на право обслуживания маршрутов регулярных внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров и багажа.
Также согласно п. 145. Правил, регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, за исключением международных, осуществляются перевозчиками, победившими в конкурсе на право обслуживания маршрутов указанных перевозок пассажиров и багажа и получившими свидетельство на право их обслуживания на основании договоров, заключаемых между перевозчиками и соответствующими местными исполнительными органами либо уполномоченными организациями.
Пункт 185 Правил гласит: победителю конкурса, заключившему договор, выдается свидетельство (на весь срок действия договора), подтверждающее право работы на маршруте. Осуществление указанных перевозок без свидетельства не допускается.
Из писем Инспекции транспортного контроля по городу Шымкент Комитета транспорта министерства индустрии и инфраструктурного развития РК в адрес акима города Шымкент и руководству ТОО «УК «Shymkent Bus» следует, что по состоянию на 04 сентября 2019 года за отсутствие свидетельств на право обслуживания маршрутов инспекцией возбуждены 50 административных производств в отношении автобусов ТОО «УК «Shymkent Bus» с наложением административных штрафов на общую сумму 650 176 тенге, в связи с чем Инспекция требует незамедлительно прекратить обслуживание маршрутов автобусами ТОО «УК «Shymkent Bus» до получения соответствующих свидетельств.
Кроме того, на рассмотрение Палаты предпринимателей принято обращение ТОО «Нур Куаныш».
Предприятие создано на базе существовавшего ранее Шымкентского автобусного парка №1. На рынке данный парк работает более 50 лет. Маршрут №23 обслуживается с даты создания автобусного парка №1. Срок договора до 10 марта 2019 года. В связи с отсутствием уведомления о расторжении договора и прекращения и оказания услуг обслуживание маршрута ТОО «Нур Куаныш» продолжено до 13 августа 2019 года. 13 августа 2019 года обслуживание прекращено в связи с передачей маршрута №23 ТОО «УК «Shymkent Bus». При этом уведомлений о расторжении договора от уполномоченного органа не последовало.
Кроме того, субъект предпринимательства в течение 2018-2019 годов неоднократно сообщал о необходимости продления договора организации регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа в связи с обновлением подвижного состава, в частности письма от 12.12.2018 года, 25.01.2019 года, 03.02.2019 года. Однако ответа на данные письменные обращения от уполномоченного органа не последовало. Хотя, обновления подвижного состава ТОО «Нур Куаныш» проводились с 2000 года, точнее:
— в 2000 году — приобретено 10 автобусов;
— в 2002 году — приобретено 10 автобусов;
— в 2005 году — приобретено 10 автобусов;
— в 2007 году — приобретено 10 автобусов;
— в 2011 году — приобретено 10 автобусов;
— в 2012 году — приобретено 7 автобусов;
— в 2014 году -приобретено 10 автобусов.
В соответствии с пунктом 4 Типового договора, утвержденного приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 348, перевозчик после истечения двух лет со дня заключения настоящего договора обязан обновлять автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, используемые на маршруте, в соответствии с приложением 1 к настоящему договору на весь срок действия настоящего договора.
Срок эксплуатации автобусов, микроавтобусов, троллейбусов | Количество автобусов, микроавтобусов, троллейбусов | ||||||
2-3 | 4-6 | 7-10 | 11-15 | 16-25 | 26-50 | 51 и более | |
до 7 лет | + | + | + | + | + | + | + |
от 7 до 12 лет | 50 % | 25 % | 20 % | 20 % | 20 % | 20 % | 20 % |
от 12 до 15 лет | — | 25 % | 25 % | 25 % | 24 % | 22 % | 21 % |
более 15 лет | — | — | — | 4 % | 6 % | 10 % | 15 % |
В соответствии с пунктом 18 Типового договора при соблюдении перевозчиком требований пункта 4 настоящего договора, действие договора продлевается на десять лет на основании письменного обращения перевозчика, подавшего его не позднее чем за шестьдесят календарных дней до завершения сроков действия настоящего договора, путем внесения изменений и дополнений в настоящий договор.
Второй вопрос касался субсидирования и дотаций убытков перевозчиков, электронного билетирования.
Стоимость тарифа на перевозку пассажиров с 50 тенге до 70 тенге был поднят в мае 2016 года. (Справочно: на протяжении последних 3-х лет стоимость дизельного топлива с 90 тенге выросло до 190 тенге, стоимость резины с 50 тыс. тенге до 100 тыс. тенге, аккумулятора — с 24 тыс. тенге до 50 тыс. тенге).
Следует учесть, что на сегодня тариф на перевозку пассажиров по городу Шымкент по сравнению с другими регионами является одним из низких. Наряду с этим, перевозчики по устной договоренности с МИО предоставляют студентам льготный тариф (50 тг.) и обеспечивают бесплатный провоз многодетных матерей, что не предусмотрено законодательством РК.
Хотя согласно п.152 Правил, в случае, когда установленные местными исполнительными органами тарифы не покрывают затрат на перевозки, указанные в настоящем пункте, местные исполнительные органы возмещают перевозчику разницу между установленным тарифом и фактическими затратами на перевозки за счет средств соответствующего бюджета.
Для предоставления подтверждения убытков, перевозчикам необходимо внедрение электронного билетирования. Однако данный вопрос не может найти свое положительно решение на протяжении нескольких лет.
По данным причинам многие перевозчики не имеют возможности максимально проводить обновление автобусов. По городу Шымкент в перевозке задействовано около 1200 автобусов. В результате несоблюдения требований по обновлению автобусов перевозчики не имеют возможности продлить договора, а также имеется риск расторжения договора на организацию регулярных перевозок пассажиров. При этом, следует учесть, что большая часть субъектов предпринимательства приобрели автобусный парк за счет привлечения кредитных средств.
На сегодняшний день субсидирование расходов перевозчиков проводится только в ряде областей и городов Казахстана. По инициативе НПП РК «Атамекен» вопрос субсидирования всех регионов поднимался на правительственном уровне.
В начале 2018 года по поручению заместителя Премьер-Министра РК Мамина А.У. разработана Комплексная программа развития пассажирских автобусных перевозок, которая была утверждена Правительством РК. Согласно данного документа предусмотрено субсидирование убыточных маршрутов всех регионов.
По городу Шымкент задействовано всего 10 социально значимых маршрутов (№№ 55, 149 обслуживаются ТОО «Ман Онтустик», №№ 141, 142, 143, 144, 146, 147, 148, 150 обслуживаются ТОО «Т-Бус»), на 2019 год запланировано субсидирование данных маршрутов на сумму 2 млрд. тенге.