Проспект Нурсултана Назарбаева в Шымкенте
Проспект Нурсултана Назарбаева в Шымкенте

Проблемные моменты общественно-политической ситуации Шымкента: уровень доверия акиму мегаполиса и протестный потенциал.

В.Жаринов
У.Маймакова

Мнение авторов, изложенные в статье, есть только мнение авторов.

Проблемные моменты общественно-политической ситуации Шымкента

Долгие годы Казахстан в целом, Туркестанская (Южно-Казахстанская) область и Шымкент в частности выгодно отличались от сопредельных государств внутриполитической стабильностью и позитивной прогнозируемостью своего развития.
Однако события последних лет, связанные с усложнением геополитической ситуации в мире, внутренними социально-экономическими проблемами, выявили ряд проблемных моментов в вопросах обеспечения общественно-политической стабильности.
Эти проблемные моменты в настоящее время не являются критичными, но их игнорирование либо замалчивание может привести к непредсказуемым негативным последствиям.
В современной шымкентской печатной и электронной прессе в большинстве своем присутствует описательный либо новостной контент, без аналитических выкладок и прогнозных вариантов развития ситуации.
Восполнить в определенной мере этот пробел авторы и попытались в предлагаемой статье.

Уровень доверия акиму Шымкента

Системных социологических замеров уровня доверия местным госструктурам и лично акиму мегаполиса со стороны госструктур не проводилось. Если подобные исследования и были, то они, вероятно, носили закрытый характер и их результаты в открытой прессе не появлялись.
Исключение составляют публикации общественного объединения «Мәңгілік Ел» об уровне доверия акимам Шымкента Г.Абдрахимову (июль 2019 г.), Е.Айтаханову (октябрь, декабрь 2020 г.).
Критический анализ публикаций в печатных и электронных СМИ и доступных аналитических материалов относительно доверия шымкентским городским госструктурам показывает, что превалируют публикации негативного и критического характера.
Это, однако, не является основанием утверждать однозначно негативную оценку деятельности местных госорганов.
Относительно персональной оценки деятельности акима мегаполиса Е.К.Айтаханова.
Пять месяцев нахождения во главе мегаполиса не слишком большой срок, но и он позволяет определить отношение жителей к политике и практике градоначальника и сформированной им команды. Жаль, что государственные идеологические структуры упустили хорошую возможность не только пропиарить открытость акима мегаполиса как для критики, так и для одобрения, но и реально определить проблемные точки в деятельности команды акима для их исправления и совершенствования.
Динамика показателей уровня доверия акимам Шымкента, согласно данным ОО «Мәңгілік Ел», выглядит следующим образом:
— Г. Абдрахимов (май – июль 2019 г.): уровень доверия (%) — 62,6; уровень недоверия (%) — 28,6.
— Е.Айтаханов (август – сентябрь 2019 г.): уровень доверия (%) — 61,7 (-0,9); уровень недоверия (%) — 30,2 (+1,6).
— Е.Айтаханов (октябрь – декабрь 2019 г.): уровень доверия (%) — 59,2 (-2,5); уровень недоверия (%) — 31,6 (+1,4).
На снижение показателей уровня доверия Е.Айтаханову объективно влияют следующие факторы:
— непродолжительность нахождения Е.Айтаханова на посту акима города.
— сравнение с «наследием» экс-акима Г.Абдрахимова, деятельность которого определенной частью населения оценивалась весьма положительно, другой частью – резко отрицательно.
— отсутствием креативных и резонансных идей и практических действий со стороны нового акима и его команды в отношении качественного улучшения жизнедеятельности мегаполиса.
Большинство реализуемых в настоящее время проектов есть не что иное, как продолжение политики Г.Абдрахимова в социально-экономической и общественной сферах.

Протестный потенциал.

Если в настоящее время общественно-политическая ситуация в Шымкенте является стабильной, то это не говорит о том, что существующие конфликты в общеполитической и этноконфессиональной сферах не проистекают латентно.
Участившиеся во второй половине 2019 года несанкционированные митинги многодетных матерей, социально-уязвимых слоев населения, сторонников запрещенной организации «ДВК», противников размещения на территории Казахстана китайских предприятий однозначно свидетельствуют о неконтролируемости акиматом города текущей общественной ситуации и неспособности урегулировать протестные акции.
Принципиальной особенностью состоявшихся в Шымкенте протестных акций являлось то, что помимо чисто социально-экономических требований выдвигались и политические, чего ранее не наблюдалось.
Основными причинами, которые привели к образованию такой ситуации, являются:
— объективное ухудшение социально-экономического положения основной массы местных жителей и, вследствие этого, резкая социальная дифференциация по уровню доходов и доступности социальных благ, снижение уровня доверия государственным структурам.
— идеологический вакуум постсоветского развития не был заполнен стройной и, главное, понятной для населения системой общеполитического и этноконфессионального образования и воспитания.
— международное окружение и участившиеся в последнее время случаи открытого национализма во внутренней и внешней политике отдельных стран.
— информационная вседозволенность, отсутствие критичности и профессионализма при освещении информационных материалов политического и этноконфессионального характера.
— открытые проявления коррупции практически во всех структурах местных исполнительных органов власти, ее превращение в обыденный и привычный элемент общественной жизни; нежелание и отсутствие политической воли со стороны ответственных государственных структур в противодействии коррупционным правонарушениям.
К системным ошибкам в реализации государственной общественно-политической политики на городском уровне следует отнести:
— неэффективность системы идеологической работы с населением – наличие структурных элементов (управления, департаменты, советы) не подтверждено качеством и профессионализмом кадрового состава; отсутствие единого механизма взаимодействия, оперативного владения информацией и аналитических разработок.
— определенное недопонимание со стороны руководящих работников местных исполнительных органов власти (уровень акимов и руководителей управлений) важности этноконфессионального фактора в процессах внутриполитической стабильности.
— непрекращающееся распространение радикальной религиозной идеологии среди местного населения, особенно молодежи; некорректная проповедническая деятельность отдельных религиозных конфессий, привлечение в качестве руководителей религиозных объединений лиц коренной национальности, что объективно провоцирует возникновение конфликтных ситуаций в религиозной и национальной сферах.
— ориентация всей системы организационной и идеологической работы на локализацию и устранение уже имевших место конфликтных ситуаций вместо проведения комплексной профилактической работы.

Возможные риски дестабилизации общественно-политической ситуации

1. Наметившийся в последнее время передел сфер политического и экономического влияния в мегаполисе, доступа к бюджетным средствам.
2. Активизация деятельности активистов запрещенной организации «ДВК», расширение социальной базы сторонников; координация деятельности с аналогичными структурами в Алматы, Нур Султане и в дальнем зарубежье.
3. Повышение цен на продукты питания, товары первой необходимости и горюче-смазочные материалы при минимальном повышении размеров заработной платы и пенсий.
4. Организационное оформление активистов многодетных матерей и социально незащищенных слоев населения в отдельную общественную структуру и проведение с их стороны активной деятельности.
5. Социальное недовольство жителей присоединенных к Шымкенту сельских территорий Ордабасинского, Сайрамского и Толебийского районов в отношении проблем с оформлением правоустанавливающих документов, потери земельных наделов, утраты сельских надбавок к зарплате и т.п.
6. Изменение национального состава населения города в сторону увеличения доли отдельных этносов, что объективно будет способствовать усилению их претензий на соучастие во власти.
7. Негативные информационные вбросы в социальных сетях, провоцирующие недовольство местных жителей и снижение уровня доверия к центральным и местных органам власти.

Прогнозные варианты развития общественно-политической ситуации

В краткосрочной перспективе существенных изменений в качественных параметрах общественно-политической ситуации не просматривается.
Вместе с тем, можно с большой долей вероятности предположить, что в среднесрочной перспективе общественно-политическая ситуация будет развиваться в сторону углубления социальных противоречий и накопления протестного потенциала местных жителей.
Прогнозируется увеличение количества проводимых в мегаполисе санкционированных и несанкционированных акций не только социально-экономического, но и политического характера. В значительной степени этому будет способствовать послабления действующего законодательства в части проведения митингов и собраний.
Если предыдущие конфликты и несанкционированные акции зачастую носили стихийный, неорганизованный характер, то в ближайшей перспективе можно предположить их организационное оформление. Постепенно будет формироваться протестная политическая культура как со стороны ответственных государственных структур, так и со стороны протестующих.

В.Жаринов
У.Маймакова