И вновь захотелось порядка, чистоты, ухоженности. Причем, во всем. За нашу вовсе не лютую зиму все вокруг как-то слежалось, прибилось пылью.

Казалось бы, какая-никакая зима, закрыты окна, но эта пыль вездесуща. Пыль проникает сквозь портьеры, оседает на мебели, книгах, коврах-паласах, проникает в шкафы… Немногим ранее она надежно обосновалась на стеклах окон, «приглушив» и без того унылый пейзаж за окном.

Что делать с этим? Рецепт известный – уборка, желательно генеральная. И это не только о наших квартирах, но и о палисадниках, дворах, улицах и городе в целом.
Ухоженный вид – всегда благо, а теперь особенно. Вы не забыли, что в этом году Шымкент, ставший культурной столицей СНГ, будет принимать на порядок больше гостей, проводить множество мероприятий. Вы вправе спросить: когда же это начнется? Отвечу – скоро. Уже очень скоро. Если точнее – на Наурыз-мейрамы.

Именно 22 марта в Шымкенте будет дан официальный старт началу празднования Года культурной столицы СНГ. Значит, желательно, чтобы к этому времени улицы и парки города сверкали чистотой, а клумбы утопали в цветах. Очень хочется, чтоб наш город во всю мощь продемонстрировал свою неповторимую, самобытную культуру.
Благоустройством Шымкента, внешним видом города сегодня озабочены не только коммунальные службы. На минувшей неделе в Палате предпринимателей Шымкента за круглым столом обсуждалась тема незаконных рекламных вывесок, нарушающих эстетический облик города.

И вам знакома эта проблема. Наверняка и на дверях вашего подъезда развешаны разномастные объявления. Буквально облеплены ими шымкентские автобусные остановки, фасады домов, фонарные столбы, заборы. Все это отнюдь не украшает город. Наоборот – эта бумажная бахрома придает неряшливый, неопрятный вид городу. Честное слово, обидно за новые стеклянные или пластиковые остановки. У кого рука поднимается обклеивать их новую глянцевую поверхность бумажками-объявлениями?

По мнению властей города эстетический вид Шымкента свели на нет разномастные аляпистые вывески и баннеры, приклеенные всюду на окна, фасады зданий, примотанные на столбы и деревья. Распространители рекламы сегодня обклеивают объявлениями любую уличную поверхность, даже светофоры, водо-, газовые трубы, дорожные знаки и трансформаторные будки. Немало нареканий у властей и к самим предпринимателям, которые на своих объектах вывешивают рекламные вывески и самоклейки на свой вкус и цвет, кто во что горазд. Делается это в основном и на крупных торговых центрах, и на мелких продуктовых магазинах, уличных бутиках, на фасаде офисов и других объектах предпринимательства.

Так что же предложили участники заседания за круглым столом?
Прежде всего, наказывать деньгами арендаторов бутиков, на которых размещена подобная реклама.

Обязать предпринимателей платить налоги за размещение наружной рекламы согласно статье 605 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Эта плата посильна предпринимателям. Напомню, базовые ежемесячные ставки составляют 5 МРП за рекламу от двух до пяти квадратных метров, 10 МРП – за 10 квадратов, 30 МРП – за 30 и так далее. В пересчете на тенге ежемесячные суммы составляют от 14-15 тысяч до 500 тысяч тенге и выше. Пока же эти деньги плывут мимо кассы городского бюджета.

Относительно листовок и объявлений, размещенных на столбах и остановках, замакима города Шымкента Бауыржан Мамыталиев пообещал: «… будем отрабатывать с департаментом полиции. Откроем горячую линию, на которую сможет позвонить любой гражданин, если увидит, что листовки расклеивают. У нас есть законные меры, чтобы это предотвратить. В свое время мы смогли навести порядок с билбордами, наведем и здесь. Сейчас пока мониторим. В дальнейшем будем выявлять хозяев объявлений, так как для каждой проверки нужны реквизиты. Но в первую очередь мы должны вести диалог с нашим бизнесом».

Самое ценное, на мой взгляд, предложение на этом круглом столе высказал директор Палаты предпринимателей города Шымкента Нурлан Кабиштаев: «Искать работу надо все-таки не по объявлениям, приклеенным на столбах, а в мобильных центрах занятости «Атамекен қолдау орталығы». Здесь посетителям помогут подобрать вакансию, получить новую профессию, а если есть необходимость – записать на краткосрочные курсы на базе предприятий».

Это лишь одна сторона проблемы, касающейся благоустройства города. В наших же силах просто собраться вместе с соседями, друзьями, с семьей и выйти на субботник по уборке двора или города. Пользу для нас от этого – считать не пересчитать. А вы как думаете?

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Saltanat Syleimenova (