В Шымкенте Палата предпринимателей встала на защиту рынков

Мясо на базаре

Требования модернизировать рынки в текущем году эксперты считают невыполнимыми.

К такому выводу пришли эксперты Палаты предпринимателей после анализа ситуации на рынках города Шымкент. Дело в том, что согласно п.2-3 статьи 10 Закона РК «О регулировании торговой деятельности» от 12 апреля 2004 года, к 1 январю текущего года владельцы универсальных торговых рынков. расположенных на территории столицы (г. Нур-Султан) и городов республиканского значения (гг. Алматы, Шымкент), должны были завершить полную модернизацию своих рынков. В региональной палате предпринимателей считают, что данные требования к шымкентским рынкам не выполнимы, сообщает пресс-служба НПП «Атамекен» по г. Шымкенту.

«На это есть ряд причин, — отмечает эксперт Палаты Бауржан Бердалиев. — Во-первых, город Шымкент обрел статус города республиканского значения только в июне 2018 года. Ранее он был областным центром и должен был модернизировать рынки, согласно закону, до 2025 года. Но с новым статусом Шымкент автоматически попал в один ряд с городами Нур-Султан и Алматы, а потому соответственно изменились и сроки. Но собственники рынков просто физически не успеют завершить модернизацию в текущем году. Во-вторых, модернизировать рынки им придется на свои личные средства, поскольку на эти цели поддержки со стороны государства нет. А если учесть то, что предприниматели и так закредитованы и перекредитованы, и то, что модернизация рынка обычно обходится в 3-4 раза дороже, чем строительство нового, то вы понимаете, что в ближайшем будущем речи о полной модернизации быть не может».

Эксперт обозначил и последствия проведения данной кампании именно в нынешний период, когда и бизнесу, и населению и без того нелегко.

«На время модернизации рынка арендаторам необходимо будет освободить торговые точки, то есть все они останутся без работы. А если учесть, что в Шымкенте 37 торговых рынков (13 – специализированных и 24 — универсальных), то вы представляете, какая армия безработных появится. Арендодатели, в свою очередь, останутся без оборотных средств. Кроме того, по завершении модернизации, владельцы рынков, чтобы вернуть вложенные инвестиции, вынуждены будут поднять плату за аренду торговых точек, что естественно, приведет к удорожанию товаров. В этой связи, рынкам выгодно проводить модернизацию постепенно, поэтапно, не причиняя финансового ущерба для арендаторов и без финансовых нагрузок на рынки. А для этого нужно еще несколько лет», — считает эксперт Палаты.

В центральном аппарате НПП в курсе данной проблемы. «Атамекен» неоднократно направлял позицию по данному вопросу в профильные министерства о том, что следует внести соответствующие поправки по продлению сроков модернизации универсальных рынков, путем приостановления действия пункта 2-3 ст. 10 № 544 до 01.01.2025 г.

На сегодня данный вопрос обсуждается на заседании депутатов Мажилиса в части рассмотрения поправок в нормативно-правовой акт. В Палате опасаются, что в случае если пролонгацию срока модернизации рынков не одобрят, могут возникнуть определенные риски социального напряжения и массового недовольства торговцев, так как на этих рынках заняты работой, по самым скромным подсчетам, свыше 20 тыс. человек. А это минимум 20 тысяч семей.

На сегодняшний день в Шымкенте реконструкцию завершили только 4 торговых рынка («Бекжан», «Шымкент Тулпар», «Акбар», «Исатай» (ТД «Алатау»).

Всего же в городе требуется модернизировать 13 универсальных торговых рынков: «Айна», «Орталық қырғы базар», «Назым апа» (расположен на территории рынка «Орталық қырғы базар»), «Алаш», «Дархан», «Капланбек» («Крытый рынок»), «Казбек», «Көмеш бұлақ», «Коктем», «Авто Нур», «Скотный рынок», «Самал», «Жана Шахар».

Для полного завершения модернизации на это потребуется не менее 20 млрд тенге. По данным представителей этих рынков, модернизацию они смогут завершить до 2025 года.

Новости партнеров