Уходящая натура, или Как умирают газеты

газеты

Наверняка вам попадались прогнозы относительно самых востребованных специальностей, ну типа «Топ-10 профессий будущего». И кто там, интересно?

Врачи телемедицины, специалисты в области экологии, навигации, робототехники и строительства в экстремальных климатических условиях, пилоты дронов, специалисты по кибербезопасности, инженеры 3D-печати и дизайнеры виртуальной реальности или VR-архитекторы.

Я точно знаю, что противоположный список «Топ-10 исчезающих профессий» возглавят почтальоны, далее по списку – специалисты по туризму, юристы и т. д. Причина – в стремительном развитии технологий.

Предлагаю поговорить о почтальонах, все-таки люди этой профессии, ввиду моего ремесла и вашей привычки читать прессу, нам ближе по духу. Тем более жаль, что их становится не то что меньше, они на глазах исчезают как класс вообще. В Шымкенте – точно! У нас, газетчиков, есть реальная перспектива исчезнуть вместе с ними.
Да, заметят многие, у пишущей братии есть альтернатива – интернет-издания, сайты, блоги. Все верно, но…

Газеты в традиционном бумажном виде если и останутся, то будут ОЧЕНЬ дорогими. В основном потому, что дорожают две основные составляющие – типографские услуги и бумага. Дефицит газетной бумаги – давняя хроническая проблема для нашей страны. Ну не производят ее в Казахстане, не из чего, хотя могли бы… из камыша. Впрочем, это отдельная тема. Думаю, год-два, – и все, больше не продержимся.
Эх, казалось бы, только-только отладили схему работы, отрабатываем госзаказ, свели дебет с кредитом, как «скопытнулись» о подножку давнего партнера, практически молочного брата – АО «Казпочта»!

Дело в том, что нашим подписчикам и читателям других газет перестали доставлять на дом печатные подписные издания. И это при том, что почтальоны – не альтруисты, определенный процент стоимости их труда – доставки газет – уже заложен в стоимость подписки.

«Нам просто неудобно перед читателями газет. Мы их в свое время агитировали, мол, подписывайтесь, будете в срок получать качественную, полезную информацию, а в итоге, заплатив за полугодие, а кто и за год, читатели еженедельно «зарабатывают» себе нервные срывы, потому что не могут получить свои газеты, – рассказала заведующая отделом реализации и подписки газеты «РАБАТ» Шахида Савдашева.

– Идут на почту и сами забирают газеты, иногда и с боем. Здоровье многих подписчиков, а это в основном люди старшего поколения, оставляет желать лучшего, самим ходить на почту им трудно. Меня эта ситуация удручает. Уже стартовала очередная подписная кампания, пора и порядок навести с доставкой. Наше местное руководство АО «Казпочта» хранит молчание, будто проблемы не существует…»

С проблемой доставки, а точнее – недоставки, газет сегодня сталкиваются подписчики во всех регионах страны. На днях журналист газеты «ВРЕМЯ» Екатерина Тихонова в своей статье «Почта без почтальона, доставки и телефона» рассказала об одной грамотной и энергичной читательнице-пенсионерке, по профессии математик, из Алматы Гульбаршин Таймасовой, которая уже два месяца не получает на дом газету, хотя оформила платную подписку через АО «Казпочта».

Уверена, ее опыт будет полезен и в других регионах. Смотрите, чего она добилась: пенсионерка написала письмо в редакцию газеты «ВРЕМЯ», отправила жалобу в городскую прокуратуру, в АО «Казпочта» – досудебную претензию. Пока ответа от ведомств нет. Более того, она самостоятельно стала разбираться, в чем дело. И это при том, что «…по состоянию здоровья она не могла осилить расстояние в два километра, чтобы прийти в почтовое отделение, а потому надеялась решить проблему хвалеными цифровыми технологиями. Еще пять лет назад «Казпочта» заявляла о том, что перевела контакт-центр на единый республиканский номер 1499, режим работы – круглосуточный, а звонок с городских и мобильных телефонов по Казахстану бесплатный. Однако, по словам Гульбаршин Каметовны, это не так.

«Казпочта» применяет новые технологии не для улучшения качества работы, а для того, чтобы лишить граждан возможности пожаловаться! Раньше в отделения «Казпочты» можно было позвонить по городским номерам телефонов, но с 2021 года их отменили. За эти два месяца я многократно звонила по единому номеру 1499. Так звонки оказались платными! У меня ушло около двух тысяч тенге… А результат – ноль, – по привычке подсчитала математик. – Отсутствует всякая связь и координация действий службы 1499 и ответственных лиц почты. Писала заявление и на сайт «Казпочты»: формально он есть, но фактически недоступен. Один раз смогла зарегистрировать жалобу, на нее мне ответил робот. Второй раз сайт уже был недоступен. И снова результат – ноль. Полное игнорирование проблем!»
Подытоживая свой поиск причин проблемы, читательница отметила следующее: «…Корень проблемы в том, что «Казпочта» – акционерное общество, оно как государство в государстве. А потому выбирает только те направления, которые приносят выгоду. Подобное отношение к гражданам противоречит концепции Президента Касым-Жомарта Токаева о «слышащем государстве». Для «Казпочты» газета – это мелочь. А для многих граждан газета – это единственное окно в большой мир проверенных новостей…»

Пенсионерка намерена подать в суд на АО «Казпочта», чтобы заставить его наладить обратную связь, обратить внимание на проблемы потребителей, а не игнорировать их!
…Для старшего поколения, привыкшего держать печатное издание в руках, перелистывать страницы, пахнущие типографской краской, газета – это достоверный, проверенный источник информации. Кто для них заполнит этот информационный вакуум?

Я разговаривала с одним из почтальонов 5-го почтового отделения. Оклад 52 тысячи тенге, территория участков огромная. При этом им надо самим делать пенсионные и другие налоговые, социальные отчисления. АО «Казпочта» как-то не по-людски обходится со своими работниками. Люди – это капитал, распределяйте свои немалые доходы так, чтобы не страдали ни ваши почтальоны, ни подписчики газет, которые вам УЖЕ оплатили доставку печатных изданий. Зачем ломать привычное, доброе?

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Новости партнеров