«Мне нужны лекарства домой»: полицейский Шымкента поделился кодовой фразой для жертв бытового насилия

Бытовое насилие

Двадцатилетняя Алуа замужем была трижды. В первый раз ее 15-летнюю, против воли, выдали за мужчину старше на 7 лет.

По словам девушки, супруг был ревнивым и бил ее. Алуа от него сбежала, но родная бабушка выдала её замуж второй и третий раз. Хотела получить калым, но ни один брак у девушки не сложился. Осталась маленькая дочь.

«Родственникам я не нужна. Когда я жаловалась им на то, что меня избивают, они винили меня, говорили живи с ним. У меня нет отца, а мама вышла замуж, она сейчас живет в другой стране. Мной никто не интересуется, после того как я сбежала, мне даже не позвонили», — говорит Алуа (имя изменено), пострадавшая от бытового насилия:

По словам специалистов, женщины остаются с тиранами потому что не видят поддержки родственников, хотят чтобы дети росли с отцом или опасаются преследований.

Малика Жусупова, директор кризисного центра «Комек»: «Возраст людей которые к нам попадают от 12 лет до 82 лет. К нам и днем и ночью приходят, мы работаем 24/7».

С начала года около 5 тысяч женщин в Шымкенте пожаловались на мужей-тиранов. За противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений привлекли к ответственности 196 мужчин. Больше трех с половиной тысяч женщин получили защитные предписания, 25 из них разместили в кризисных центрах.

«Зачастую у жертвы домашнего насилия нет возможности заявить на тирана открыто. Для этого можно позвонить по номеру 102 и сказать «Мне нужны лекарства домой!». Это кодовая фраза, специалисты на том конце провода поймут и отреагируют на вызов», — говорит Мухтар Бухарбаев, начальник управления местной полицейской службы ДП г. Шымкента.

Тем не менее, побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью не так давно вывели из категории уголовных преступлений. Это позволило в разы увеличить выявляемость. Если раньше регистрировалось 700 фактов в год, то уже сейчас до 20-ти тысяч.

Евгений Яворский, адвокат: «Своевременность обращения в полицию, чтобы были видны порванная одежда, свидетели, родственники, друзья, комплекс этих доказательств позволит супруга, который ведет себя таким образом, привлечь к ответственности».

Нередко на приеме у психолога, когда разговор заходит о домашнем насилии, женщины имеют в виду физическое воздействие. Однако наряду с физическим моральное насилие доставляет не меньше неприятностей, которые женщины переживают достаточно сложно.

«Первое наверное всё-таки имеет смысл попытаться изменить отношения и обратиться к специалисту, не бежать сразу на развод. Достаточно людей приходят, именно семейные пары. Более того скажу, если женщина уговорила и муж пошёл к психологу, значит человек уже всё-таки хочет что-то менять. Грамотный психолог запустит процесс определённых перемен», — говорит Герман Владимиров, психолог.

С начала года в полицию Казахстана поступило более 125 тысяч заявлений и сообщений о бытовом насилии. Это всего на 5 тысяч случаев меньше чем годом ранее. Во время заседания Национального совета общественного доверия Президент Казахстана поручил ужесточить ответственность по таким делам.

Коркем Усибалиева

Реклама