Религия – духовное богатство человека

325

Что значит быть последователем какой-то религии?

Очень многое. Ведь религия незримыми нитями связана со многими сторонами человеческой жизни и смерти. Веками люди стремились постичь смысл мироздания и собственного бытия, в этом напряженном духовном поиске и рождались религии. Даже естественные науки, такие как химия и астрономия, изначально носили религиозный характер, лишь впоследствии религия и наука отделились друг от друга, стали самостоятельными формами познания.

К приверженцам религии принято относить сообщество людей, которые придерживаются одних и тех же верований, собираются в особых помещениях для молитвы или медитации, живут по особым законам. В наши дни более 3/4 населения земного шара признают свою принадлежность к той или иной религии.

Приверженность к какой-либо религии неоднозначна. Для одних религия означает веру в единого Бога, для других – представление о том, что богов множество и каждого можно попросить о заступничестве. Одна религия неотделима от любви к ближнему, другая – обрекает этого ближнего на жизнь хуже смерти. Одна почитает колдунов как носителей высшей мудрости, другая – сжигает их на кострах. Одна убеждает в существовании души, другая – в ее полном отсутствии.

Религия поощряет рождение детей и пожизненное безбрачие, требует абсолютного безмолвия и проповеди на всех языках. Религия обязывает одних посещать мечеть по пятницам, других – синагогу по субботам, третьих – церковь по воскресеньям. Она может призвать к молитве, медитации, левитации, литургии или экстатическому трансу, подвигнуть на строительство собора Святого Петра, храма Неба или грандиозных пирамид, на пересечение океанов ради паломничества в святые места и обращение других в свою веру, на крестовые походы и священные войны. Она же вдохновляет на создание величайших произведений искусства.

Что такое религия? Латинское слово religio означает «скрупулезное исполнение». Именно так – тщательно – совершались жертвоприношения в давние времена, когда складывались религии. Но, возможно, religio произошло от глагола religare – «связывать», прямо указывающего на важную черту всех религий.

В древности почитание богов и богинь имело важное значение: оно цементировало культуру, связывая воедино символы и предания, утвердившиеся в данном обществе запреты, предписания и т. д. Слова «культура» и «культ» восходят к латинскому cultus – «почитание» богов или некого высшего существа.

Во многих религиях важное место отводится вопросам, связанным с пищей и сексуальными отношениями, поскольку именно от этих сторон бытия, прежде всего, зависит выживание. Строгие правила указывают, какие формы сексуального поведения допустимы, что можно и что нельзя есть, с кем можно и с кем нельзя вступать в брак. Не менее жестко регулируется положение женщин в обществе.

Все это имело большое значение во времена, когда биологические тайны репродукции еще не были открыты, а жизнь и смерть, особенно в отношении детей, были делом случая. Сейчас с развитием контрацепции, отделившей секс от зачатия, многие древние установки утратили смысл.

Религии – это высокоорганизованные системы сохранения информации и передачи ее из поколения в поколение.

Существуют религии с жесткой иерархией, предполагающей единоначалие и контроль, например, в католической церкви, и религии, которые чуть ли не вовсе лишены организационных структур, как индуизм. Кроме того, религиозная организация требует профессиональных деятелей – священников, жрецов, колдунов, шаманов, гуру, имамов, раввинов, бхиккху и т. д.

Именно религия дала людям возможность познавать самого себя и окружающий мир. Познание человеческого тела – выяснение того, что оно способно ощущать и претерпевать, чем оно может стать, постижение внутреннего мира человека – поиски состояния просветления, умиротворенности и нирваны – природы Будды. Познание глубин души и сознания привело к возникновению таких религий, как джайнизм и буддизм. Объектом исследования становился и окружающий мир – мир взаимосвязей и взаимоотношений: религии искали высшую истину в отношениях между людьми и в отношениях людей с высшей силой.

Именно в этом суть таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, в которых высшая сила – единый Бог – является источником и создателем всего сущего. Литургии, молитвы, медитации истинно верующего человека способны вызывать сильные и глубокие переживания, в сравнении с которыми все прочее в жизни кажется пустым и мелким.

По религиозным представлениям, мир населен богами и духами – реальными и могущественными, добрыми и злыми, проявление их силы само по себе свидетельствует, что они существуют. Все остальное – сфера компетенции философии религии.

Общую картину мира обычно называют космологией. В нее принято включать и космогонии, т. е. повествования о возникновении мира. Нередко даже в одной религии сосуществует несколько космогоний, противоречащих друг другу и служащих различным целям.

Так, в Священном Писании нетрудно обнаружить, по крайней мере, пять вариантов рассказа о сотворении мира (причем не только в Книге Бытия), в индуизме таких рассказов еще больше. Однако дело в том, что религии вырабатывали космогонические ученые и космогонии не для того, чтобы превзойти очередную гипотезу, выдвинутую наукой ХХ века.

Назначение религиозных космогоний состоит в том, чтобы представить мироздание как царство возможности или возможности жить в соответствии с требованиями и целями, которые религия ставит перед человеком и обществом.
Вера в то, что после смерти человека ожидает существование, имеющее самостоятельную ценность, возникла не сразу.

В соответствии с древнейшими верованиями после смерти человек остается лишь смутной «тенью» в воспоминаниях других людей. Вера же в загробную жизнь (по-разному описанная в разных религиях) сложилась у наших предков в процессе длительного религиозного опыта. Немалая часть этой информации вообще не выражена вербально, а содержится в знаках, символах и таинствах.

Во всех религиях преданиям, легендам и мифам отведена исключительно важная роль. Для претворения в жизнь постулатов веры, изложенных в преданиях, возникли ритуалы богослужения, празднества, обряды, паломничество и другие элементы религиозных систем. Священные тексты считались «откровениями», исходящими от самого Бога.

Отсюда авторитетность священных текстов: «как сказано в Библии», ссылаются христиане, иудеи упоминают Тору, мусульмане – Коран, индуисты – шрути и «Ригведу», сикхи – Гуру Грант Сахиб и т. д. Книги толкуют о разном, часто противоречат друг другу, разделяя все религии мира с труднопреодолимыми преградами.

Вера – это твердая убежденность, что истины, возвещаемые религией, заслуживают доверия, а чувство уверенности, что столь же глубокую убежденность разделяют единоверцы. С этим связана и возможность отличать друзей от врагов. Религия – это упование на нечто за пределами земного существования, на спасение от греховности и вины.

Мифы объясняют происхождение и смысл ритуалов, или обрядов. Ритуал – это повторяемая последовательность определенных действий, вносящая элемент упорядоченности в неуловимое течение времени. Ритуалы носят и вполне светский характер (церемония открытия Олимпийских игр), но в религиях их роль особенно велика.

Одни, так называемые «ритуалы перехода», отмечают переход в некое новое состояние, другие – обеспечивают защиту в мире, полном опасностей. Есть ритуалы, связанные со вступлением в религиозную общину, с завершением членства в ней; ритуалы, которые вызывают определенные события и перемены либо передают некий сакральный смысл. Ритуал – это язык действий и средство постоянного обновления жизни.

Значение
Сказанное выше со всей очевидностью показывает, что религия – одно из величайших достижений человечества. Религия приводит людей к Богу, тем самым раздвигает границы тех пределов, которые человек способен достигнуть своими силами.

Религия исключительно важна, она причина и следствие тех поистине переворачивающих сознание открытий, которые касаются сущности и предназначения человека.Религия всегда оставалась неиссякаемым источником вдохновения для искусства.

Значение религии чрезвычайно велико и опасно. Люди готовы умирать (или убивать) за свою религию. В самых кровопролитных и непримиримых конфликтах религии принадлежит важная роль: Северная Ирландия, Босния, Кипр, Ближний Восток, Кашмир, Пенджаб, Шри-Ланка – этот печальный список легко продолжить.

Религии стремятся возводить определенные барьеры, помогающие выполнению такой функции. Это могут быть реальные географические границы (как на Святой земле) или границы в переносном смысле (система верований и ритуалов как основа религиозной самоидентификации). Ответная реакция может вылиться в различные фундаменталистские движения (настаивающие на незыблемости основ религиозной традиции) или даже в войны.

Все религии (включая и те, которые утверждают принцип ненасилия, например, джайнизм) оправдывают войну в определенных условиях. То, что охраняет религия, столь важно, что люди готовы скорее умереть, нежели лишиться традиционных ценностей. В этом заключен известный парадокс религии: она может обернуться «дурной вестью» именно в силу того, что она, используя известное выражение, есть «благая месть».

Все религии с течением времени видоизменялись: одни – в большей, другие – в меньшей степени. Религия не может исчезнуть совсем. Заранее не предопределено то, как мы распорядимся своей «природной религиозностью»: наша «биология» не диктует нам, на каком языке мы должны говорить, ей безразлично, что именно мы скажем.

Мы можем принять решение воздерживаться от религии, точно так же, как можем решить воздерживаться от половой жизни или (какое-то ограниченное время) от пищи. Однако абсолютный отказ от религиозного чувства означал бы, что человек существенно ограничивает свою духовную жизнь и, может, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Проблема скорее заключается в том, чтобы научиться распознавать негуманные стороны той или иной религии, и обратиться к такой религии, которая помогает подняться сломленным, возвращая им надежду, которая ратует за обновление нашего мира.

Религии никогда, начиная с глубокой древности, не застывали в неподвижности. Некоторые из них, например, зороастризм, имеют чрезвычайно длинную историю, на протяжении которой менялась даже форма основных священных текстов, которые, продолжая вдохновлять верующих, использовались различным образом – в зависимости от условий.

Другие, подобно религиям Рима и Греции, давно исчезли, но многие элементы античной духовной культуры были усвоены христианством, а в эпоху Возрождения античность стала источником вдохновения для искусства, музыки и литературы. Древние религии редко исчезают бесследно. Мертвы лишь те, которые оказались не в состоянии расстаться с прошлым и обрести новую жизнь в настоящем.

В конечном счете главным остается вопрос об истине. Каждая религия по-своему объясняет, в чем заключается смысл жизни, предлагает избрать некий путь. Однако никто не в силах решить за человека, какое объяснение истинно, как никто не может сделать за него окончательный выбор.

Душа человека
В том или ином виде золотое правило присутствует в каждой религии. В сжатом виде оно выражает моральный закон, которому человек должен следовать в жизни. В одних вероучениях золотое правило звучит в позитивной форме, как в словах Иисуса: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матфей 7:12); иногда – в негативной, как у Конфуция: «Не делай другому того, чего не хочешь себе».

Но если такова главная заповедь всех религий, почему самые жестокие конфликты на Земле возникают на религиозной почве, а верующие часто нарушают заповедь о любви к ближнему и не всегда могут найти мир в собственной душе?

В глубокой древности человечество вступило на путь духовного поиска. На этом пути и возникали мировые религии. Познай самого себя и Бога – вот цель всякого религиозного искания. Религия не может заставить человека жить в соответствии с религиозными идеалами, она лишь направляет его на праведный путь. Религия может стать благоприятной почвой для процветания великой красоты, святости и мудрости.

Верующие могут и должны стать могучей силой в борьбе с различными проявлениями зла. Но этого не произошло, отчасти потому, что религиозные учения по-разному смотрят на вопросы мироздания, природы человека, цели человеческого существования, Бога или некоей высшей силы, путей к спасению или просветлению.

У каждой религии есть свои постулаты и конечные цели. Известны различные формы мистических переживаний – созерцание, озарение, экстаз, единение с Богом. Те, кто пережил подобные состояния, неизменно подчеркивают их глубину, уникальность и непохожесть ни на что другое.

Если это так, то нельзя ли предположить, что мистический опыт является общим для всех, а разнятся лишь его описания? Но и это не совсем верно. Ведь одни формы религиозного опыта предполагают установление определенной связи с потусторонней реальностью (какова бы она ни была), а другие – абсолютное растворение в этой реальности. Не говоря уже о том, что некоторые религиозные учения вообще с недоверием относятся к подобным переживаниям, более того предостерегают от них.

Если бы разные конфессии заключили союз в борьбе со злом, то только на основе равноправного партнерства.
Чтобы пояснить эту мысль, приведу в пример создание антигитлеровской коалиции во время второй мировой войны. К 1945 году в нее вошло более 50 государств, но никто из многочисленных союзников не отказался от своих интересов только потому, что принял участие в борьбе против общего врага.

Если религии когда-нибудь и объединятся в общем стремлении к истине и благу, то лишь на основе взаимного признания, что каждая из них уникальна и стремится к различным конечным целям. Нирвана и райское блаженство – это отнюдь не одно и то же, хотя и то, и другое может быть по-своему абсолютным благом.

Люди постоянно оказываются перед выбором, и от этого выбора зависит их участь, но золотое правило является нравственной нормой, обязательной для всех. В итоге принадлежность человека к религии – это духовная сторона жизни каждого из нас.

Абдижаппар Турашбеков,
кандидат философских наук, ассоциированный профессор Южно-Казахстанского государственного педагогического университета

Новости партнеров