2 марта, как и ожидалось, в библиотеке имени А. Пушкина открылась необычная выставка группы художников, а вернее, художниц, под названием «Краски весны».
Необычность ее объясняется весьма впечатляющим количественным составом: редко встретишь, когда под одной выставочной «крышей» собирается так много талантливых представительниц прекрасной половины человечества. 26 участниц выставили свои работы: это традиционная и современная живопись в разных жанрах и техниках, батики, гобелены, картины из войлока и другие произведения изобразительного искусства, созданные чуткими женскими руками.
Организаторами столь представительной выставки выступили, как всегда, Шымкентский филиал Союза художников Казахстана во главе с председателем Абдумуталипом Мустафаевичем Ахметовым и Шымкентская городская универсальная библиотека им. А. Пушкина в лице директора Натальи Сергеевны Романовой. Куратором-координатором была Рашида Мугавеева, член правления нашего филиала
Союза художников РК, которая взялась за это дело уже не в первый раз. К составлению экспозиции приложили свою творческую руку и замечательные художницы Айнур Асанова и Карлыгаш Кансеит.
Женский подарок – к женскому дню
Такой исключительно женский состав объясняется не какой-то там дискриминационно-гендерной политикой организаторов, а вполне понятными мотивами.
Во-первых, это время пришлось на начало весны, а ничто так не ассоциируется с пробуждением природы, как прекрасный образ женщины. Вспомните знаменитую картину Сандро Боттичелли «Весна». Кто там изображен во всей своей нежной красоте? Конечно же, прелестные женщины, не в обиду нашим мускулинным мужчинам будет сказано… К тому же, и сам месяц Наурыз напрямую связан с наступлением исконно народного Нового года и грядущего яркого праздника в честь природы и весны.
Во-вторых, выставка уже заранее предвосхищала женский день 8 Марта. Так почему бы заранее не сделать желанный подарок самим себе? Не каждый день наши художницы имеют возможность поделиться своим творчеством с нашей неравнодушной публикой, увидеть зрительскую реакцию, услышать отклики, полные одобрения и восхищения…
Такая выставка с женским уклоном ни в коем случае не предполагала какого-либо феминистического «наезда», хотя в пресс-релизе и звучал прозрачный намек на долгую борьбу за женское равноправие в искусстве: «В течение всей истории человечества женщины боролись за право заниматься живописью наравне с мужчинами, за право на реализацию своего творческого потенциала. Несмотря на то, что в современном Казахстане учениками художественных школ, колледжей и вузов в своем большинстве являются девушки, художественные музеи отдают работам художниц всего 15% пространства в выставочных залах.
Чтобы ситуация изменилась, необходимо как можно больше говорить о женщинах-художницах – и из далекого прошлого, и о наших современницах – и показывать широкой публике их неповторимое тонкое творчество. Особенность женского искусства проявляется в том, что оно долгое время боролось за возможность быть и существовать. Но до сих пор оно не считается равным мужскому.
Мужчины-художники говорят об извечных глобальных темах, так как им исторически не приходилось заниматься самоутверждением и самоопределением, как это делали женщины. А женщины, решая проблему творческого равенства, начинают говорить глубоким общечеловеческим языком, украшая действительность своим особым теплым колоритом».
Экспозиция насчитывала более 70 работ. Кому-то может показаться, что организаторы с ног сбились, чтобы собрать «по сусекам» такое количество художественного материала, причем достойного профессионального качества. Однако никого долго уговаривать не пришлось, наоборот, участвовать в выставке появилось столько желающих, что их отбором занималась специальная выставочная комиссия, состоящая из взыскательных членов Шымкентского филиала Союза художников Казахстана. То есть ни одна «слабая» работа никогда бы не проскочила.
Действительно, по техническому и эстетическому уровню нынешняя выставка достойна самых высоких похвал. А уж о жанровом и тематическом разнообразии вообще не говорю. Просто диву даешься, как своеобразно каждая участница может воспринимать окружающий мир, как по-разному о нем говорить красочными средствами живописи и прикладного искусства. Честное слово, мне бы хотелось полностью огласить довольно длинный список имен замечательных искусниц, чьи работы сразу же берут за сердце…
Но, увы, статья моя не предназначена для подробного искусствоведческого анализа. Не та задача, не тот формат. Вам надо обязательно сходить на эту выставку и посмотреть на все своими глазами. Еще не поздно, она будет действовать до 2 апреля. Как говорится, приятных вам просмотров!
Дебютный сборник шымкентского поэта
В начале весны у нас случилось еще одно культурное событие. 12 марта на сцене русского драматического театра дал свой концерт российский телеведущий, продюсер, режиссер, член Союза журналистов России Владимир Анатольевич Глазунов. Так какого же рода представление мы предвкушали ожидать от журналиста и телевизионщика?
А дело в том, что вот уже много лет его называют одним из лучших чтецов современной поэзии. Именно за продвижение поэтического творчества он был награжден дипломом победителя первой Всероссийской премии искусств «Созидающий мир» в номинации «За вклад в литературу».
Вообще-то, Владимир Глазунов – человек занятой. Помимо прочего, он автор и ведущий ежедневного прямого эфира программы «Рожденные в СССР» на телеканале «Ностальгия». В течение своей профессиональной деятельности он провел более 4000 прямых эфиров с самыми яркими артистами, политиками, спортсменами, поэтами, писателями, художниками, музыкантами. Среди его собеседников были Евгений Евтушенко, Олег Табаков, Людмила Гурченко, Екатерина Васильева и многие-многие другие. И вот этот талантливый человек приезжает в наш город уже дважды: впервые мы познакомились с ним прошлым летом, потом он приезжал к нам в октябре с моноспектаклем, посвященным 100-летию поэта Эдуарда Асадова. Поэтому для нас большая честь, что на сей раз для очередного гастрольного вояжа он выбрал стихи нашего шымкентского поэта, имя которого пока недостаточно знакомо в поэтическом контексте.
Конечно, этот концерт был рассчитан на зрелую публику. К сожалению, прошли те времена, когда на поэтические вечера собирались полные залы. Как, например, в 60-е годы в Московском политехническом институте, где поэтов, вроде Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной и других из этой плеяды, встречали, как нынешних звезд шоу-бизнеса, а то и погорячее… Но не будем ностальгировать по прошлому, любителей поэзии и сейчас хватает. Видимо, люди уже так устали от сетевой информации о войнах, криминале, финансовых преступлениях и прочего тягостного негатива, что им просто жизненно необходима душевная подпитка, опирающаяся на добро и истинные человеческие ценности.
Отличие прошедшего вечера состояло в том, что на этот раз признанный мастер декламации читал стихи шымкентского поэта Асана Беймбетова. Собственно, концерт и был приурочен к презентации его первого поэтического сборника «Сделай шаг!». Скажу несколько слов об авторе.
Асан пишет стихи с юношеских лет. Он получил прекрасное техническое образование и, казалось бы, ничто не предвещало его страстного увлечения поэтической музыкой слова. Но получилось, как получилось. История знает немало примеров, когда «физики» становились «лириками», и Асан Беймбетов из их числа. На его трепетное отношение к литературе повлияло и великолепное домашнее воспитание, и средняя школа №20, где так много уделялось внимания русской словесности. Оказало влияние и «запойное» чтение книг с раннего детства. Да и не только чтение книг из серии художественной беллетристки, он даже словарь Эфрона и Брокгауза любил перелистывать на досуге, чтобы уяснить этимологическое значение слов. С юности полюбил стихи таких поэтов, как Роберт Рождественский, Андрей Дементьев, Олжас Сулейменов, Белла Ахмадулина, Эдуард Асадов. Позднее увлекся поэзией более современных поэтов – Ирины Самариной-Лабиринт, Владислава Туманова.
Так о чем же стихи Асана Беймбетова? В основном о простых человеческих чувствах, вечных, как мир. Эти чувства он не прячет в затейливые туманные формы, его лирика прозрачна и понятна всем. Приведу фрагмент только одного стихотворения, которое считаю программным:
Стих сочиняется от сердца,
И от души его поток.
Им многие хотят согреться,
Питая внутренний росток.
Росток, пропитанный стихами,
Он позволяет дальше жить,
Рождая оды, басни, эпиграммы…
Я сделал шаг!
И буду продолжать творить.
Сейчас Асан Нурланович является вице-президентом Межрегиональной академии развития словесности, в аббревиатуре называемой МАРС. Это абсолютно общественная бескорыстная работа, основанная на личном энтузиазме и любви к словесности. И дай Бог, чтобы это душевное и творческое горение не погасло у него никогда!
Елена Летягина