Скажи мне, что ты ешь? И я скажу, кто ты!

1019

Ежегодно 16 октября отмечается Всемирный день продовольствия. Эта дата была установлена в 1979 году на конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации (FAO) ООН. 

Когда я узнала о существовании продовольственного праздника, то первое, что пришло в голову: ну, правильно, народ уже давно пора защищать от вредного для здоровья продовольствия, состоящего не понятно из чего, но только не из природного сырья…

Однако я ошиблась. Организация Объединенных Наций мыслила в глобальных общечеловеческих масштабах. Генеральный секретарь ООН, в частности, сказал, несмотря на вполне достаточное количество продовольствия, около миллиарда человек в мире страдают от элементарного недоедания. Он призвал удвоить усилия для достижения первой цели декларации тысячелетия – уменьшить вдвое долю населения, страдающего от голода и нищеты.

Несъедобная еда
Конечно, цель поставлена благородная, и мы тоже за нее голосуем двумя руками. Нас с детства воспитывали в духе сочувствия и сострадания всем мировым бедам. Не знаю, как у кого, а у меня до сих пор перед глазами стоят черно-белые фотографии из советских газет и журналов, где африканские детки с выпирающими ребрышками смотрят на нас моляще-печальными глазами…

Но, извините, наши беды с некачественным продовольствием меня волнуют все-таки больше, чем голодающие всех стран и народов. И не по черствости сердца, а по вполне логичному опасению за собственное здоровье и здоровье близких. Потому что сейчас в магазинах этого продовольствия хоть завались, глаза разбегаются, а купишь что-то новенькое в красивой упаковке, а вкус у мясных продуктов вовсе не мясной, у рыбы – не рыбный, ну и далее по списку…

Как тут не воскликнуть: «Есть или не есть? Вот в чем вопрос!» И вообще, если вы заметили, то с каждым годом в список продуктов, недопустимо вредных для здоровья, попадают все новые и новые продукты. Про соль и сахар всем известно – это яд. Про колбасные изделия, всякие сардельки и сосиски тоже наслышаны. Они вредны чрезвычайно. Теперь говорят, что вредно и рафинированное растительное масло, а жарить на нем категорически нельзя! Ну и как прикажете жить в таком режиме неуверенности и ожидания подвоха?

Самое скверное, что речь идет не о продуктах с просроченной годностью или нарушениями правил хранения, а о вполне «легитимном» продовольствии со всеми положенными сертификатами качества, указанием состава ингредиентов и реквизитами производителя. Формально к ним придраться нельзя, но есть это невозможно! Знающие люди говорят, что проблема заключается в повсеместном нарушении технологических процессов и гигиенических стандартов при производстве, хранении и транспортировке пищевой продукции. В советские времена, допустим, ни один производитель себе бы не позволил подменить, допустим, подсолнечное масло на пальмовое или какое-то другое, потому что над ним всегда довлел беспощадный государственный контроль. Попробуй нарушь утвержденный ГОСТ –  сразу же получишь втык от ОТК (отдела технического контроля).

О слабой постановке «гастрономического» надзора высказался авторитетный казахстанский ученый, доктор биологических наук, профессор Казахского агротехнического исследовательского университета им. С. Сейфуллина Балгабай Майканов: «С практической точки зрения контроль качества и безопасности пищевых продуктов находится на недостаточном уровне. Этот важный вопрос из года в год остается нерешенным. И этому состоянию есть несколько причин. Это – различный подход к контролю за продовольственной безопасностью, слабый контроль в экспертизе безопасности пищевых продуктов, незнание или игнорирование международных рекомендаций, недооценка анализа соответствующих услуг и рисков, основанных на пищевых стандартах CODEX ALIMANTARIUS».

В этой связи ученый считает необходимым создать в Казахстане специальное агентство по безопасности пищевых продуктов.
Кроме того, он предложил пути решения этой проблемы: «Для этого во всех областных отделах республиканской ветеринарной лаборатории необходимо проводить постоянный мониторинг и контроль наличия посторонних веществ в пищевой продукции (антибиотики, гормоны, радиоактивные вещества, пестициды, афлатоксины и др.)».

По словам ученого, безопасность пищевых продуктов очень актуальна во всем мире. По данным ВОЗ, около 600 млн. (примерно один из десяти человек в мире) ежегодно заболевают 200 различными пищевыми заболеваниями, ежегодно 420 человек погибают из-за пагубных последствий от некачественных продуктов питания. Особенно сильно страдают дети. 40% тех, кто пострадал от нездоровой пищи, – это дети до пяти лет. Из них ежегодно умирают 125 тыс. детей.

Защити себя сам!
Но пока мы имеем то, что имеем. Госсистема контроля за продуктовой добротностью еще до конца не отлажена, производители руководствуются свободно трактуемой инструкцией, в которой сказано, что «производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется в соответствии с программой производственного контроля, разрабатываемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании государственных  стандартов и технических документов».

Эта инструкция была обновлена в 2022 году в соответствии с Конституцией РК, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами РК. Хотя из нее почему-то следует, что программа контроля за качеством разрабатывается самим «юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем», который, понятно, сделает этот контроль наиболее благоприятным для извлечения наибольшей прибыли.

Новые поправки к старому документу, возможно, приблизят нас хотя бы к относительной пищевой безопасности, но пока расслабляться не стоит. Надо быть всегда начеку. Для этого и существует Закон о правах потребителей, который советует нам относиться к покупкам со всей ответственностью и бдительностью. По принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Ну как, допустим, мы выбираем кусочек мяса? Чаще всего, по внешнему виду, на глаз. А нам советуют сначала потребовать у продавца все разрешительные документы, которые бы отвечали на вопросы: «Когда было забито животное, съедобно ли мясо? Откуда привезен скот, сколько лет было животному?».

Ответы на эти вопросы содержатся в ветеринарном сертификате №2 и протоколе испытаний, которые должны предъявляться потребителю во время покупки мяса, причем по первому же требованию. Эти документы подтверждают срок годности мяса и всю информацию о нем. Выдаются они подразделением Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства РК. А Комитет санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения РК проверяет наличие у продавцов мяса и мясных изделий, подтвержденных данными документами.

Согласно Закону РК «О защите прав потребителя» мы имеем полное право приобретать товары и услуги надлежащего качества и безопасности. Необходимо знать, что «потребителю должна быть предоставлена полная информация о любой компании-производителе продукции, организации, обслуживающей население, и о самой продукции. На упаковке каждого продукта должна быть информация об основном составе ингредиентов. Должен быть указан срок годности, а также прописаны противопоказания, если таковые имеются».

Кроме того, потребитель может вернуть даже вполне доброкачественный товар в течение 14 дней со дня покупки при сохранении чека и товарного вида изделия (этикетки, ярлыки, упаковка). Можно возвратить и продукты питания. Но здесь будут важны причины возврата. Если продукт некачественный, то можно смело идти в магазин и требовать замены товара или возврата денег. Но если у вас в руках товар надлежащего качества, а вам просто что-то в нем не понравилось, то вам это вряд ли удастся. Продавец имеет полное право вам отказать.

Вообще-то, Закон РК «О защите прав потребителей» настраивает нас на оптимистический лад. Он заставляет потребителя иметь собственную гордость, не лениться отстаивать свои права. Зачастую мы сами виноваты, что из-за нехватки времени или деликатности позволяем производителям обращаться с собой неуважительно. Опять же  воспитание не позволяет встать в позу эдакого вершителя Закона: «А ну, подайте мне сертификат! Я право имею!» К тому же, представляю себе мясника, у которого, покупая мясо, я вдруг запрошу «ветеринарный сертификат №2 и протокол испытаний». Боюсь, что пошлет он меня куда подальше…

Тем не менее никто о нас не позаботится, кроме нас самих. Вот сейчас, например, очень популярна услуга доставки еды прямо на дом. Причина вполне очевидная: большинство современных людей живут в напряженном рабочем ритме, женщины сейчас тоже не сидят дома, весь день занимаясь стряпней. А тут тебе все желаемое привезут в короткий срок за приемлемые деньги… Но, заказывая еду по телефону, мы редко представляем, где и как она готовится, кто и в каких условиях ее готовит?

Возможно, ее наспех приготавливают в грязном неприспособленном помещении, могут использовать одну и ту же посуду для сырой и готовой пищи, продукты с истекшими сроками годности, а человек, готовивший еду, в глаза не видел санитарной книжки, а значит, может быть бактерионосителем или болеть каким-нибудь инфекционным заболеванием…

В общем, берегите себя и своих близких! Будьте сыты, здоровы и счастливы! Кстати, у нас в Шымкенте есть департамент по защите прав потребителей, находящийся по адресу: улица Байтурсынова, 66, 5-й этаж.
Если что – обращайтесь!

Елена Летягина

Реклама