Стена равнодушия

337
Фото: //rus.azattyq-ruhy.kz

Что с нами происходит? 
Мы пресытились информацией, особенно негативной. 
Мы перестали удивляться и возмущаться несправедливостью, возмутительным положением вещей, отчаянными ситуациями, в которые попадают наши же современники.

Вот свежий пример. Уполномоченная по защите прав детей в Казахстане Динара Закиева недавно провела в Туркестанской области среди детей некоторых школ и интернатов анкетирование. И результатами этого анкетирования поделилась в соцсети Facebook. Факты просто шокирующие. Пост Закиевой называется «Результаты работы в Туркестанской области».
На основании этой работы на совещании по итогам работы в Туркестанской области Д. Закиева представила проблемы по двум направлениям: реализация норм закона (видимо, по защите прав детей), и анализ системы защиты детей, проверка состояния детских учреждений.

Д. Закиева приводит следующие примеры:
«1. В сельской школе Сарыагашского района дети и в нашем опроснике, и в анкетах пишут о буллинге, вымогательствах. В этой же школе весной мальчик совершил суицид, так же весной выявлена беременность у 15-летней девочки в результате изнасилования. Хотя ранее оба ученика в своих рисунках, которые собирали психологи, сигнализировали о том, что им плохо. Однако должного внимания на это никто не обратил, с соцработниками, опекой и ИДН не отработали. Слова и рисунки – это ведь крик о помощи, но их не услышали.

2. В сельской школе Толебийского района четверо детей из одного класса писали, что их бьют, в том числе палкой, что они подвергаются жестокому обращению дома. Однако в уполномоченные органы психологи и администрация школы не сообщили, необходимую работу не провели.

3. В школе Сайрамского района девочка совершила попытку суицида, но никакой дальнейшей работы, включая привлечение службы здравоохранения и психиатров, не было.

В результате все эти проблемы мы прежде всего продемонстрировали руководителю открытого в августе Центра психологической поддержки. В соответствии с принятым законом по обеспечению прав женщин и безопасности детей эти центры, работу которых мы сейчас настраиваем, открылись во всех областях. Центру Туркестанской области уже необходимо начать работать с психологами школ, а акимат должен ускорить организацию работы центра.

По двум фактам полиция возбуждает дела. Считаю, что департамент качества образования должен привлечь к ответственности руководство школ за несообщение и отсутствие реагирования.

Во-вторых, по Центрам поддержки семьи, которые в соответствии с законом должны быть открыты в каждом районе. В целом сейчас в области функционируют четыре центра, до конца года будет открыто еще шесть. Порадовало, что в Туркестане и Сайрамском районе есть понимание, работа уже идет. Однако в Толебийском и Сарыагашском районах нужно привести деятельность центров в соответствие с законом – начиная со взаимодействия с полицией, патронажными сестрами и до юридической формы.

Второе направление – проверка системы защиты детства: органов опеки, Комиссии по делам несовершеннолетних и ИДН».

Д. Закиева привела следующие примеры:
«1. В Туркестане ребенка с инвалидностью мама оставляла на рынке, заставляя просить милостыню.

2. в Ленгере десять детей живут в антисанитарных и опасных условиях. По словам соседей, мама злоупотребляла алкоголем. Органы опеки и патронажа не посещали эту семью, хотя там четверо малолетних детей. Дети живут без света и еды, в доме сыро.

3. в Келесском районе девочка, родившая ребенка в 13 лет, с начала учебного года не ходит в школу. Заместитель директора школы, несмотря на осведомленность о ситуации, не принял никаких мер и не передал дело в Комиссию по делам несовершеннолетних.

Приведя все эти примеры, мы показали, что именно поэтому необходимо привести в соответствие нормативы количества сотрудников органов опеки – один сотрудник на 5 тыс. детей. В Сарыагашском районе, например, сейчас один сотрудник на 58 тыс. детей. Сотрудник говорит, что не успевает, не знает, за что хвататься, кем заниматься. А права каждого ребенка по каждому случаю надо отстаивать и доводить до положительного результата.
Каждый из приведенных случаев, а их, уверена, намного больше, может закончиться трагедией. Но заниматься этим некому.

Комиссия по делам несовершеннолетних не во всех районах исполняет свои функции. Например, в Отрарском районе на учете полиции стоят 36 семей, но ни один случай не рассматривался на комиссии, плана помощи и работы с семьей нет. В других районах в основном выписывают предупреждения, без плана помощи и работы с семьей. Этим они показали, что для решения таких проблем, как отсутствие работы с семьей, и нужны Центры поддержки семьи.

Касательно учреждений. Мы посетили 82 учреждения, в том числе интернаты, спортивные учреждения, вечерние школы и др. Из примеров.

В специализированной школе-интернате искусств имени Б. Отепа, например, на 200 детей три душа: чтобы успеть принять душ, детям приходится вставать в четыре утра, и в целом здесь недопустимые условия.

В школе-интернате №6 основной средней школы Сайрамского района, в лицее-интернате №4 им. Жанибекова в Отрарском районе, в школе-интернате №57 им. А. Жангельдина в Келесском районе, интернате им. Ерубаева условия проживания детей ужасные.

Поговорила с детьми, ученики одного из этих интернатов сказали, что они не доедают. После проверок дети писали мне, что в их учреждениях никогда не бывает туалетной бумаги и мыла, их ставят только перед проверками, а после убирают.

Эти факты свидетельствуют о необходимости проведения комплексной независимой проверки всех интернатов в области.
В МСУ для детей с особенными потребностями в Тасарыке, где живут дети-сироты и ОБПР, улучшилось качество реабилитации, создана правильная развивающая здоровье среда после обучения в 2021 году центром «Кенес». Однако, как выяснилось, в школе при МСУ детей обучают формально, хотя 90% из них – с сохранным интеллектом. Это прямое нарушение прав ребенка.

Отдельно остановимся на уличных туалетах. Стоит отметить, в Министерство просвещения РК область, как и многие другие регионы, отчитывается, что в учреждениях не осталось ни одного надворного туалета. Реальная картина показывает, что практически в каждой школе и интернате дети пользуются только надворными туалетами, которые находятся в ужасном состоянии. Ключи от внутреннего туалета у директора, как сказали дети, пользоваться им можно только с его разрешения. Ясно, что эта проблема связана с водой, канализацией, но важно открыто показывать реальную картину и проблемы, из-за которых этот вопрос не решается. Мы озвучили опыт других регионов по решению проблемы с туалетами.
Кроме того, коллега из рабочей группы провел отдельный мониторинг столовых, выявив ряд нарушений.

По всем поднятым проблемам акимат области уже начал работать. Выводы по итогам работы в Туркестанской области будут внесены в протокол, исполнение которого мы будем отслеживать и контролировать.

Хочется добавить, что, конечно, в своей работе мы прежде всего фокусируемся на проблемах, которые выявляем, чтобы улучшать сферу защиты детства. Вместе с тем стоит отметить, что в области открываются новые учреждения для детей, строятся новые современные школы, в детдоме Толебийского района был проведен капитальный ремонт, идет ремонт в специнтернате им. Ондасынова, футбольное поле построили в интернате им. Ерубаева.

Порадовало, что в каждой школе повесили плакат 111, и то, как внедряется антибуллинговая программа KiVa в пилотных школах, где как дети, с которыми встретилась в коридоре на перемене, так и учителя очень погружены, знают и понимают программу, а самое главное – как бороться с буллингом, как важно беречь чувства других детей и людей в целом».

…Все эти вышеизложенные Динарой Закиевой факты просто шокирующие. Сразу возникает вопрос:  куда смотрит территориальный департамент по контролю качества образования?!

Жолдас Б. из Шымкента написал свой комментарий: «Прочитал и ужаснулся: до чего же запущена система просвещения в области!!! А все из-за того, что сами жители не интересуются условиями обучения и воспитания детей в учреждениях образования!»
Пусть постфактум, но прокуратура Туркестанской области отреагировала на проблемы в школах региона, озвученные детским омбудсменом Динарой Закиевой после проверок, передал Kazinform.

Заместитель генерального прокурора Галымжан Койгелдиев прокомментировал заявления детского омбудсменом. «Эти новости я тоже читал. Этот вопрос находится на контроле прокуратуры Туркестанской области. Насколько я знаю, дела возбуждены. Все находится на досудебном производстве», – сказал он в кулуарах Мажилиса.
Будет ли положен конец этим безобразиям? Вопрос отнюдь не риторический. Решать их надо незамедлительно. Хотя бы самый элементарный – с уличными туалетами. Это же не архисложная задача. Районные акимы, подтяните для решения проблемы группу механиков, поставьте насосы для воды, соорудите надежные септики. Пусть дети, это же и ваши дети, справляют свои естественные надобности в цивилизованных условиях. Дикость какая-то.

С буллингом тоже надо бороться. Каленым железом искоренять это из подростков – ишь вздумали унижать слабых, облагать их данью! Столько у нас в стране психологов, полицейских, неужели нельзя поставить этим издевательствам заслон?!
Не надо привыкать к плохому, закрывать на него глаза, даже если у вас самих все хорошо. Равнодушие – вот что страшно…

Фарида Шарафутдинова

Реклама