На главную Новости Шымкента Экономика Болатбек Нажметдинулы не верит в расширение Шымкентского НПЗ к 2030 году

Болатбек Нажметдинулы не верит в расширение Шымкентского НПЗ к 2030 году

Выпуск высокооктановых бензинов на Шымкентском НПЗ увеличится более чем в 3 раза

Депутат мажилиса Болатбек Нажметдинулы не поверил обещанию запустить расширенный вариант Шымкентского нефтеперерабатывающего завода (ШНПЗ) к 2030 году, передает КазТАГ.

«К 2030 году вы планируете увеличить мощности Шымкентского завода с 6 млн до 12 млн тонн. Однако увеличение таких масштабов неизбежно сопряжено с необходимостью и модернизации или расширения инфраструктуры. Это касается, как и трубопроводной сети для доставки нефти, так и железнодорожно-автотранспортной логистики для вывоза готовой продукции. Без своевременного решения этих вопросов расширение может столкнуться с серьезными логистическими проблемами.

Пример. Что-то я не видел со стороны, допустим, КМГ по Туркестанской области, Шымкенту подготовки хотя бы запросов по новым земельным участкам, где будет проходить эта инфраструктура», — сказал Нажметдинулы на правительственном часе в мажилисе в понедельник.

В связи с этим, он задал министерству энергетики, «КазМунайГазу» и АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» ряд вопросов.

«Первый вопрос. Сырье. По текущим данным, существующая трубопроводная сеть поставляет около 5,7 млн тонн нефти в год. Какие конкретные меры планируются для модернизации или расширения трубопроводной инфраструктуры, чтобы обеспечить подачу дополнительных объемов сырья? Какие инвестиции уже заложены для этих целей и в какие сроки будут решены данные вопросы?

Второй вопрос. Готовая продукция. Текущие возможности железнодорожной сети КТЖ по перевозке нефтепродуктов ограничены. Сможет ли железнодорожная инфраструктура справиться с увеличением вывоза готовой продукции в два раза? Какие инвестиции заложены на увеличение вагонного парка, пропускной способности, жд-узла и модернизацию транспортной логистики. Есть совместный документ с КТЖ? Можете показать?

Третье. Финансирование. За счет каких источников предполагается реализация всех проектов модернизации, включая расширение трубопроводной и железнодорожной инфраструктуры? В вашем докладе (докладе министра энергетики Алмасадама Саткалиева – КазТАГ) и докладе КМГ указано, что запуск запланирован на 2030 год. Будет ли к этому времени завершена и запущена вторая очередь Шымкентской НПЗ? Шымкентская НПЗ, как я сказал, играет ключевую роль, поэтому буду признателен за конкретные ответы по финансированию планов модернизации с сроком реализации», — сказал депутат.

Министр заявил, что «по поставкам нефти параллельно с проектом расширения ПКОП будут осуществляться два проекта расширения трубопроводных мощностей».

«Как вы знаете, будет расширен трубопровод Атырау-Кенкияк и Кенкияк-Кумколь, который в полном объеме обеспечит транспортной трубопроводной инфраструктурой возможность поставки необходимых объемов нефти западных регионов на Шымкент. Что касается транспортной инфраструктуры, погрузочной, наливной, то в ТЭО проекта все это предусмотрено. Если вам нужны какие-то детали, я думаю, коллеги прокомментируют, то есть это все является предметом исследования и обязательно будет учтено при строительстве данного завода», — заверил Саткалиев.

Председатель правления КМГ Асхат Хасенов заверил, что по земельным участкам «уже все предусмотрено».

«По земельным участкам почему не обращаемся, как «КазМунайГаз», потому что, правильно Алмасадам Майданович говорит, участок, который расширение требует, узкое горлышко, это Атырау-Кенкияк, и там будет пять МПС (мобильных перекачивающих станций), Кинкияк-3 и Кенькияк-Кумколь – два МПС. Под завод, уважаемый депутат знает, на земельные участки все уже предусмотрено, акиматом отработано, выдано, под сам завод. Там территория рядом спецзаводу выделена, уже земля выделена.

По трубам, да? Это же правильно я комментирую?

Да, по трубам.

Второе, это по стоимости. Стоимость, мы предварительно сейчас оценку сделали, но это предварительная оценка, $485 млн, это то, что мы говорим, нужно проложить еще линейный участок трубопровода плюс пять МПС. Все нефтеперекачивающие станции, все это будет синхронизировано с заводом, расширением завода. Вот сегодня тоже вопрос задавали. Расширение завода – это на самом деле как строительство нового завода. Поэтому у нас все это рассчитано и подтверждаю, что в ТЭО, предТЭО, сегодня эти все показатели учтены», — сказал Хасенов.

Вице-спикер мажилиса Альберт Рау, председательствовавший на правчасе, задал уточняющий вопрос заместителю председателя правления КТЖ Ануару Ахметжанову: «6 млн мы туда качнем, а мы 6 млн нефтепродуктов оттуда вывезем? Там логистика вообще позволяет? Синхронизация есть?»

«Здесь три основные составляющие для железнодорожного транспорта. Это локомотивная тяга, вагонный парк и инфраструктура. По локомотивному парку мы никаких проблем не видим. Мы сегодня полностью обеспечены локомотивной тягой, приобретаем новые локомотивы, поэтому в этом направлении ограничений не предвидится.

По парку цистерн, на сегодняшний день вы знаете, что у нас порядка 17 тыс. цистернного парка зарегистрировано в Казахстане, при том, что текущая потребность 9 тыс. цистерн для нефтеперерабатывающих заводов. То есть в этой части также мы не ожидаем каких-либо проблем, то есть парка достаточно, помимо того, что сам рынок, он является конкурентным и здесь присутствует достаточно большое количество, в том числе частных владельцев», — заявил зампред КТЖ.

Вопрос инфраструктуры он назвал более важным, «поскольку для КТЖ очень важно опережающее развитие инфраструктуры».

«И в данном случае наши маркетинговые отделы очень плотно работают совместно с министерством энергетики для того, чтобы мы имели возможность инфраструктурного развития, для того чтобы как завозить, так и вывозить соответствующие нефтепродукты. Это касается не только внутреннего рынка, но и нашего экспортного потенциала.

Мы, совместно с узбекской стороной также развиваем стыковые возможности на Сарыагаше, а также, насколько вы знаете, есть в планах у нас реализация проекта Дарбаза-Мактаарал, что также повышает экспортный потенциал с данного региона. То есть, что я хотел сказать, что в целом, железнодорожная отрасль, она будет готова к указанному времени для того, чтобы вывести весь необходимый объем нефтепродуктов, который будет производиться на данном заводе», — заявил Ахметжанов.

Все три ответа мажилисмена не устроили.

«Я не услышал правильный ответ и ответ качественный. Я вижу ответ, говоря на казахском: «Сидим, лежим, стоим». Я считаю, что у КТЖ с КМГ нет никакого документа совместного – у КМГ отсутствует, кроме того, что он сказал, что ТЭО есть, но я его не увидел. Я считаю, что к 2030 году завод не будет запущен», — подчеркнул Нажметдинулы.

Exit mobile version