Благодарная память Шымкента

690

Во второй половине ноября (16 и 20-го соответственно) в Шымкенте произошли два культурных события, носящих мемориальный характер с легким окрасом светло-печальной ностальгии. Первое – это выставка художника Федора Потехина, ушедшего от нас 28 лет назад, а второе – «Вечер памяти друзей», которое своим названием объясняет суть и смысл этого знакового мероприятия.

Каждое из этих событий заслуживает отдельного разговора. В первом случае речь пойдет о живописи. Впрочем, даже не о ней, сколько о месте и роли художника в нашем быстро меняющемся современном мире. Ну а во втором – просто о незатухающей памяти ныне живущих о своих талантливых современниках, безвременно ушедших в вечность. В общем, о людях нашего города с отзывчивой, благодарной и памятливой душой.

Средняя Азия Федора Потехина
Творчество Федора Сергеевича Потехина, без преувеличения, можно назвать культурным достоянием Южного Казахстана, а если точнее, Средней Азии вообще. Он вложил весь талант и силу своей души, чтобы при жизни запечатлеть всю прелесть и самобытность среднеазиатских просторов, неброскую красоту ее культовой архитектуры, сдержанность и мудрость людей. Его еще при жизни называли первым южноказахстанским импрессионистом, внесшим неоценимый вклад в становление академической школы живописи нашего края… Яркость и масштабность его творчества признавали и современники, и представители последующих поколений.

Так что неудивительно, что эту выставку ждали давно, и она состоялась в художественной галерее Камилы Турисбековой. Горожане знают это арт-кафе под загадочной аббревиатурой КЖВ, которая расшифровывается как «Кафеживописьвино». Пишу это для тех, кто захочет войти в Instagram и увидеть экспозицию своими глазами. А также посмотреть другие выставки тоже, ибо Камила одновременно и страстный коллекционер, и классный организатор подобных вернисажей.

В этот раз на суд зрителей было выставлено около 50 разноплановых и разножанровых картин, сотворенных художником в течение довольно долгого периода – с 1952-го по 1985 год. Зрителей было много. Среди них – друзья, художники и журналисты. Если говорить о внешнем антураже, композиционной расстановке картин, мягком и выгодном освещении, то все было обставлено с большим вкусом и знанием тонкостей галерейного ремесла. Здесь все способствовало соответствующему эмоциональному настрою, все дышало искусством. Вплоть до ненавязчивой музыки бархатисто-звучащего саксофона…

Дочь знаменитого мэтра Ольга Потехина давала желающим зрителям пояснительные комментарии. Вот, например, картина «Чабаны» была написана в 1968 году, когда в Южном Казахстане разыгралась самая настоящая экологическая катастрофа. Зима тогда выдалась страшная, с ужасающими последствиями, падеж скота достигал неимоверных и непоправимых размеров. Тогда и увидел художник эти суровые лица аксакалов, эти трагические глаза, полные невысказанной боли и невыплаканных скупых мужских слез…

А вот необыкновенно тонкая, богатая смысловым наполнением картина «Бессмертники». Там, конечно, были изображены желтые цветы бессмертника, но разве назовешь эту работу простым натюрмортом? Вокруг цветка словно всплывают бессмертные души ушедших людей, когда-то любимых и незабываемых…

А вот одна из самых ранних картин молодого художника, только что вышедшего из стен Ташкентского художественного училища им. П.П. Бенькова. Она изображает всем известный мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. Но такого мавзолея, каким увидел его Федор Потехин в 1952-м, никто уже не увидит. Серый, неприкрашенный, непарадный, еще без всякого реставрационного глянца, но все же величественный в своей строгой аскетичной красоте…

Уже позже, за бокалом вина – был, конечно, и изысканный фуршет! – мы с подругами стали делиться впечатлениями. «Даже трудно поверить, что эти картины были созданы в прошлом веке, – сказала художница Ирина Шимелкова, – они смотрятся и сейчас современно, актуально». Добавлю, как и всякая классика, базирующаяся на профессионализме, неустанном подвижническом труде и огромном даровании от Бога!

А потом, как водится, разговор перешел на тему о непростых творческих буднях. «А знаете ли вы, что сейчас вообще нет такой профессии, как художник?» спросила Ирина. «Как так? – встрепенулась я. – Союз художников Казахстана, допустим, есть. Наш шымкентский филиал Союза художников есть, а профессии нет?!» «Ну да, – подключилась Мадина Мухтарова, тоже художник по совместительству. – Даже в реестре существующих ныне профессий такого понятия, как «художник», просто не значится. Например, Ирина, если бы не преподавала живопись в городском Дворце школьников, кто бы была? Да никто! Ее профессия называется «педагог», а художник она – по душевной склонности».

Даже меня, человека далекого от художнического цеха, захлестнула какая-то «классовая» обида. Слово «художник» всегда звучало весомо и гордо. Художники всегда были какой-то особой творческой кастой, отличающейся от простых ремесленников своим неповторимым взглядом на мир, тонко чувствующим цветовые нюансы окружающей нас действительности. Так кто же они теперь?

Погрузилась в источники для изучения сего предмета. На вопрос, художник – это профессия, отвечают без всяких сантиментов: «Делать портреты на заказ или расписывать стены, заниматься графическим, коммуникативным или иным дизайном – это профессия». А вот если ты просто работаешь для себя, занимаешься чистым творчеством, к тому же при этом получаешь удовольствие и удовлетворение от трудов своих, то даже не мечтай называться профессионалом. Для тебя изобразительное дело либо хобби, либо лайфстайл.

Цитирую дальше: «Монополия художников на производство визуального контента окончательно утрачена. Этим заняты дизайнеры, иллюстраторы, а теперь и нейросети». То есть сейчас под словом «художник» понимается «человек, делающий арт-объект или художественные акции в соответствии со своим видением мира, но без изначальной ориентации на вкусы зрителя или заказчика». А это уже чистое баловство, это вообще не профессия…

«Бедный-бедный Виктор Васнецов, – подумала я, – хорошо, что не дожил до наших дней, а то назывался бы ты у нас не художником, а иллюстратором: благо научился в свое время книжки оформлять. Словно предвидел упразднение своей профессии, оказавшейся за бортом современности… Может, поэтому и общий уровень культуры у нас с каждым годом катится по наклонной, ибо школьный учитель сейчас – это безликий поставщик образовательных услуг, а художник – человек, создающий какой-либо визуальный арт-объект «без изначальной ориентации на вкусы заказчика». Прямо, как в поговорке: «Кто платит, тот и музыку заказывает».

И мы дружно сошлись во мнении, что такие художественные выставки – это как глоток свежего воздуха для человека, вырвавшегося из душного подземелья. Дай Бог удачи и терпения тем неравнодушным энтузиастам, кто спасает наши души от острого культурного голодания…

Вечер памяти друзей
Давно в нашем Шымкентском русском драмтеатре не было такого безоговорочного аншлага! Зал был забит до отказа, мало того: желающий народ, кому не досталось билетов, буквально оседлали пустующие театральные ступеньки. Этот поминальный вечер проходил под проникновенным девизом: «Мы вас помним, ребята!» И посвящен он был нашим талантливым землякам, кого уже нет с нами, но память о них жива до сих пор…

Подобные вечера в Шымкенте проводились и раньше, последний раз, кажется, в 2017 году. Посвящались они ушедшим из жизни шымкентским музыкантам, чьи имена навсегда остались в анналах нашей культуры. Но на этот раз организаторы вечера решили расширить тематические горизонты и вспомнить не только музыкантов, но и талантливых людей других творческих профессий: поэтов, писателей, журналистов, архитекторов, хореографов, исполнителей авторской песни… Словом, тех, кто посвятил свою жизнь – очень часто, недолгую – духовно-нематериальной сфере творческого самовыражения.

Мне очень хотелось бы назвать этих ярких и неординарных людей поименно, но даже организаторы не смогли назвать всех навскидку.
Максат Рысимбетов, солист группы «Фонограф», с которым я поговорила накануне события, так и сказал: «Имен так много, что сразу не вспомнишь, а если кого-то пропустишь, это будет несправедливо по отношению к другим. Все они были прекрасными ребятами и редкими профессионалами, всех мы помним и чтим до сих пор».

Однако назвали имена выступающих, которых на вечере было немало. Некоторые из них специально приехали из других городов, например, Мухтар Суннатов, Владимир Ступин, Евгений Сизов, Бахтияр Албани (все они прибыли из Алматы, но с Шымкентом, в котором когда-то жили и работали, у них по сей день неразрывная духовная связь), а Рустам Амиров добирался к нам из Астаны.

Наши артисты к этому концерту отнеслись трепетно и ответственно. Смогли покорить своим творчеством музыкальные группы «Фонограф» и «Орфей», пели свои песни и читали стихи Тахир Узденов, Бахытжан Есиркепов, Владимир Ким, Владимир Винокуров, Дмитрий Андронов, Мария Шифман и Александр Багметов.
Ведущие вечера Владимир Привалов и Ержан Мукаш смогли душевно и грамотно перекинуть незримый памятный мостик между прошлым, в котором жили эти замечательные люди, и настоящим, где никогда не покроются ряской забвения славные имена ушедших друзей.

Разумеется, этот вечер никогда не смог состояться, если бы не действенная материальная и организационная помощь отзывчивых и сочувствующих людей. За это огромную искреннюю благодарность хочется высказать авиакомпании SCAT, фирме «Электрокомплект», гостинице «Ордабасы», Славянскому культурному центру Шымкента в лице Натальи Сергеевны Романовой и лично Владимиру Денисову, Юрию Лукьянову, Евгению Яворскому, Асану Беймбетову, Юрию Ен и, конечно же, русскому драматическому театру, Игорю Вербицкому и всему коллективу за гостеприимство и готовность всегда откликнуться на любое доброе начинание во благо культурного и духовного развития нашего благословенного Шымкента.

Елена Летягина

Реклама