Казахстанцы стали чаще летать

Объем пассажирских авиаперевозок заметно вырос. За 11 месяцев прошлого года пассажирооборот увеличился более чем на 13%. Это самый высокий рост среди стран Евразийского экономического союза.

Международные эксперты прогнозируют, что спрос на авиапутешествия будет расти и дальше. Однако вместе с этим появляется все больше жалоб на задержки рейсов.

Причина проста – авиакомпаниям не хватает самолетов, а инфраструктура аэропортов не успевает развиваться такими же темпами. Основная проблема, говорят эксперты, заключается в том, что на рынке авиаперевозок недостаточно конкуренции.

Серик Мухтыбаев, независимый авиационный эксперт: «Потребности рынка могут быть и шире, но пока они удовлетворяются не в полной мере, но тенденции и потенциал есть. Для этого, со стороны государства нужно сделать определенные шаги, чтобы создать здоровую конкуренцию, а не на бумаге. Для создания интересных условий и развития отрасли нужно создать определенные преференции для авиакомпаний и аэропортов».

Кроме того, инвесторы опасаются вкладывать деньги в авиаотрасль, так как из-за особенностей нашего рынка извлекать прибыль будет непросто, говорит эксперт. Чтобы привлечь инвестиции, необходимо создавать льготные условия – например, специальные экономические зоны вблизи аэропортов и доступное финансирование под низкие проценты.

Кроме того, остро стоит вопрос нехватки летных и технических кадров.

Серик Мухтыбаев, независимый авиационный эксперт: «Даже при наличии достаточного количества бортов, при существующем дефиците кадров мы не сможем обеспечить те существующие потребности которые современность требует от отрасли».

Помимо нехватки воздушных судов, в инфраструктуре аэропортов также накопился ряд проблем. Ряду воздушных гаваней не хватает необходимой техники, а та, что есть, зачастую устарела и нуждается в обновлении.

Абул Кекилбаев, независимый авиационный эксперт: «Необходимо обратить внимание на оснащение аэропортов специальной аэродромной техникой. Отсутствие специальной техники, даже в таких крупных городах, как Астана и Алматы, приводит к тому, что не справляются с уборкой снега на территории, ВВП, перроне. Это нонсенс, когда такие крупные компании не могут вылететь в аэропорту, который является всепогодным».

В 2025 году стоимость авиабилетов, по прогнозам экспертов, скорее всего, вырастет, в первую очередь из-за колебаний валютного курса. Для решения системных проблем отрасли, говорят эксперты требуется комплексный подход и поддержка профильного ведомства.