Преклоняюсь перед людьми, которые строят бизнес и платят НДС в Казахстане.
Ведь казахстанский малый бизнес — это как старый, но упорный осел. Его навьючили налогами, обязательными платежами, штрафами, проверками, но он, скрипя копытами, тащит всё это на себе, потому что впереди маячит морковка — надежда на светлое будущее.
Только вот в этот раз власти будто вместо морковки решили свесить перед ним пучок петрушки — выглядит свежо, но не даёт никакой энергии, зато можно красиво сказать, что «поддержка бизнеса есть».
Что происходит?
С октября 2025 года Казахстан планирует повысить НДС с 12% до 20%. Как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда. Суть планируемой реформы до смешного проста: благодаря повышению НДС и снижению порога постановки на учет по НДС с 78 миллионов до 15-ти, пополнить казну. А чтобы бизнес «компенсировал» убытки, правительство обещает снизить социальные отчисления. Звучит так, будто ослу в ношу добавили мешок картошки, но зато пообещали подковать — услуга, которая ему не особенно нужна.
Как это ударит по бизнесу?
1. Цены взлетят, доходы упадут
Властям, наверное, кажется, что экономика — это кнопка: нажал — собрал больше налогов. Но на практике всё сложнее. Когда цены растут, люди перестают покупать, спрос падает, а бизнесы закрываются.
2. Малый бизнес не переживет
Крупные корпорации пока будут жить, выигрывая время за счёт оптового спроса и экономии на масштабах, тогда как малый бизнес вынужден будет просто повышать цены, чтобы выжить. Но маленькие кафе, магазины, частные салоны не смогут этого сделать без последствий.
Два вероятных сценария: либо клиент, возопив любимое «дорого», просто перестанет приходить, либо бизнесы найдут лазейку — раздробят компанию на несколько ИП и снова уйдут в теневой рынок, где наличные только-только начали превращаться в цифру. Ведь ослик хоть и трудолюбивое животное, но далеко не глупое. Поэтому либо он ляжет на месте, либо поведёт телегу в грязь, оставляя после себя глубокие колеи, которые надолго останутся в экономике. И обрушат-таки ее.
3. Налоги платить будет нечем
Наш человек и без этого налоги не жалует, и обвинять его в этом нельзя. Слишком уж неравноценный обмен происходит у нас с государством, особенно когда мы в очередной раз слышим про неэффективное расходование бюджета. И не логично ли то, что если в бюджете — по словам правительства — возникла дыра, то значит, кто-то его продырявил?
И снова остаётся вопрос: не проще ли было сначала разобраться с расходами? А то получается как в том анекдоте, когда запах вроде замаскировали освежителем, а получилось будто под ёлкой нагадили.
Снижение порога постановки на учет по НДС: как ослам приделывают статус
Если бы у осла спросили, хочет ли он стать лошадью, он бы, конечно, удивился. Но именно так выглядит инициатива по снижению порога постановки на учет по НДС с 78 млн тенге до 15 млн. Теперь даже самый маленький лавочник, который едва наскребает на аренду, должен будет вести нанимать бухгалтера или самому учиться вести сложную отчетность, платить НДС и радоваться «повышению своего статуса». Бухгалтеру плати, в отчетах не запутайся иначе штрафы за просрочки. Если владельцу магазина нужно все время решать проблемы, кто будет бизнес вести?
Допустим, у нас есть небольшой магазинчик с оборотом 30 миллионов тенге в год. Владелец сам стоит за прилавком, а помогают ему жена и дети. Товары он не производит, добавляет мизерную наценку и перепродает людям. Прибыль не бог весть какая, но зато свое.
До реформы такой бизнес мог спокойно существовать, но теперь он обязан взять бухгалтера, платить ему оклад, перераспределить бюджет и отдавать большую часть своей прибыли. Откуда ему компенсировать расходы? Правильно — из карманов покупателей. Ну разве можно его в этом упрекнуть? Погодите, так ему же власти что-то предлагают власти взамен?
1. Снижение социального налога
Хорошо звучит, но если у предпринимателя в штате был, допустим, один человек… это не сыграет большой роли. Пусть платил он 10 000 тенге социальных отчислений, а станет платить 7 000. Есть вариант сэкономить еще пару тысяч, на соцотчислениях за бухгалтера, который теперь тоже сотрудник… Схема, как видите, совершенно нежизнеспособная.
2. Полноценная цепочка взаимозачёта НДС
Здесь схема настолько сложная, что не мне с моим филологическим образованием, ее объяснять. Но если я правильно поняла, власти предлагают вычитать уже уплаченные НДС из длинной цепочки поставщиков товара. Но что делать с услугами?
3. Поддержка производителей
Наш гипотетический владелец магазина не производит товары – он их продаёт. Для него это не помощь, а просто ещё один пункт в правительственном списке.
Была «упрощенка» — стала «усложненка». Формально «поддержка бизнеса» есть, но для маленького предпринимателя это выглядит форменным издевательством. Добавили тяжёлый мешок, но с красивым и ярким бантом. Поздравляю, вы теперь, журттын балдары уксап, настоящий предприниматель!
Ферма налогового равенства: ослы и лошади
Вся эта ситуация напоминает оруэлловскую ферму. Ослы — это малый и средний бизнес, который тянет на себе всю тяжесть налогов, бюрократии и постоянного контроля. Они работают, не жалуются, пытаются выжить и надеются, что впереди всё же будет морковка. Есть рабочие лошадки, которые тоже тянут лямку. А есть те, кто хозяйством управляет. И ведь тоже делами занимаются, но, цитируя Оруэлла: «все животные равны, но некоторые равнее других». Похоже, в Казахстане эта фраза превращается в реальность.
Автор данного материала выступает исключительно от собственного имени. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.