Одной из часто поднимаемых жителями Шымкента проблем является качество дорог. Одни жалуются, что недавно заасфальтированные улицы быстро приходят в негодность, другие — на старые и разбитые участки.
Причин разрушения дорожного покрытия немало. Одна из них — прокладка канализационных сетей. Особенно это становится заметно после дождей, отмечают специалисты. Например, в начале года в городе было выявлено 8 таких улиц. Сейчас половина из них отремонтирована, остальные требуют дополнительного ремонта.
Подрядная компания, положившая новое асфальтное покрытие, несёт ответственность за за свою работу в течение пяти лет. Если за это время появляются дефекты, ремонт проводится за счёт подрядчика. А если дорога повреждается из-за прокладки инженерной инфраструктуры, то восстанавливать её обязана компания, выполнявшая эти работы.
По строительным нормативам, толщина асфальта, включая верхний и нижний слои, должна составлять 9–10 сантиметров. Но насколько эти требования соблюдаются у нас? И что думают по этому поводу жители города?
— Качество дорог плохое. Но жить можно. Жаловаться смысла нет. Здесь 1400 детей учится, а дорогу ремонтируют — дети пройти не могут.
— Когда идёт дождь, нам тяжело. Да и сейчас трудно. Главное, чтобы работу вовремя завершили.
По официальным данным, общая протяжённость дорог в городе — 3846 километров.
По состоянию на начало года, около тысячи километров составляли грунтовые дороги. Иными словами, на эти улицы никогда не укладывался асфальт. Большая часть таких территорий присоединилась к Шымкенту, когда он стал мегаполисом — это бывшие районы Южно-Казахстанской (ныне Туркестанской) области.
Таким образом, доля дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии составляет 71 процент. В этом году планируется довести этот показатель до 90 процентов.
Нурбол Илесов, начальник отдела городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог: «Согласно плану на 2025 год, общая протяжённость дорог с асфальтовым покрытием достигнет 980 километров, возможно, даже тысячи, если позволит погода. В этом году мы заасфальтировали около 700 километров. Основное внимание уделили районам Абай и Каратау, где ранее было больше всего грунтовых дорог».
Когда строительство новой дороги завершается, её приёмку осуществляет также Национальный центр качества дорожных активов. По данным центра, в этом году управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города направило заявки на приёмку 74 улиц.
Лутфулла Кенжаев, представитель Национального центра качества дорожных активов:
«По 74 объектам специалисты более 600 раз выезжали на проверки. Было исследовано 1420 образцов дорожно-строительных материалов, выполнено более 7 тысяч измерений. В результате выявлены нарушения. Для их устранения направлены соответствующие предписания. На сегодняшний день к пяти компаниям применены штрафные санкции».
По словам Нурбола Илесова, дорожные работы продолжаются до выпадения снега. Асфальтирование допускается, пока температура воздуха не опускается ниже –5 градусов.
При этом часто поднимается вопрос о низком качестве дорог, построенных в 2007–2010 годах — их общая протяжённость около 300 километров. Согласно нормативам, средний ремонт покрытия должен проводиться каждые 5 лет. Однако бюджет не позволяет обновлять все дороги вовремя.
Нурбол Илесов, начальник отдела городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог: «Такой возможности у нас нет. Поэтому в городе есть улицы, где асфальт не обновлялся по 10–15 лет. Мы выполняем ямочный ремонт или выравнивание покрытия, готовим проектно-сметную документацию, чтобы в будущем провести капитальное обновление. Таким образом, дороги поддерживаются на безопасном уровне до следующего этапа ремонта».
В этом году на реконструкцию дорог выделено 24 миллиона тенге, на средний и капитальный ремонт — 17 миллиардов, а на укладку асфальта — 34 миллиарда тенге. Приоритет отдаётся улицам, по которым проходят маршруты общественного транспорта и расположены социальные объекты.





