Особенности шымкентских переходов

5
5

Ежегодно на грамотное разделение потока машин и людей городской бюджет выделяет немалые суммы. Только в 2014 году на строительство двух подземных переходов в Шымкенте городская казна отдала почти 170 миллионов тенге. Через капитальный ремонт прошли практически все действующие подземки, а переход около рынка и автовокзала «Бекжан» полностью преобразился. За всеми переходами закреплены организации-подрядчики, которые следят за чистотой и порядком в них…

Особенности шымкентских переходовНо горожане разделили переходы на «любимчиков» и «нелюбимчиков»…

Много лет назад при строительстве и ремонте дорог, был один интереснейший способ «вычислить» предпочтения горожан. Строители ни за что не заасфальтируют дорожку для перехода через улицу, пока жители не протопчут довольно широкую дорожку на разделительной полосе. Что-то, видимо, щелкает в головах у пешеходов, если они выбирают тропку именно на этом участке дороги – не отступая ни шага ни вправо, ни влево. После протоптанной дорожки появлялся переход.

Похоже, что именно так сработала пешеходная интуиция, когда шымкентцы облюбовали подземку по улице Толе би напротив Верхнего рынка и до сих пор бойкотируют такой же переход в двухстах метрах – к тому же базару, но от бывшего магазина «Тюльпан».

Многолюдный, тесный, торгующий дешевым ширпотребом и даже в некоторых местах вонючий от товаров похоже-что-химической-промышленности, подземный переход на Толе би не смущает даже стариков с тросточками (а им бы возмущаться больше всех). Нет, кряхтя и переваливаясь, пожилые горожане с трудом преодолевают довольно крутые ступеньки, чтобы через некоторое время безопасно вынырнуть на поверхность площадки перед базаром.

А широкий освещенный переход неподалеку, несмотря на усилия дворников и сотрудников отдела ЖКХ, постепенно превращается в общественный туалет. И даже после ежегодного ремонта и устранения амбре от отходов человеческой жизнедеятельности редко кто преодолевает сложный перекресток под его сводами. Лучше наперерез автомобилям с угрозой для собственной жизни?..

Повезло в самом прямом смысле и свежепостроенному подземному переходу в районе рынка «Комеш булак» («Колос») перед тоннелем. Сегодня автомобили практически врываются в тоннель, не сбавляя скорости, потому как пеший народ спустился под землю. Без всяких призывов и понуканий. Просто ходят именно там – и все.

А по переходу у дендропарка – не ходят. Наши читатели часто задают вопрос: а для чего, вернее, для кого его вообще построили? Зимой и осенью в дендропарке не многолюдно – любители подышать свежим воздухом в 90 % случаях приезжают на собственных машинах. Летом в «дендрике», как ласково называют парк горожане, народ собирается отдыхать поздними вечерами, когда общественного транспорта нет и в помине. То есть никто не будет подъезжать со стороны города на автобусе и переходить скоростную трассу. Похоже, что переход около дендропарка рассчитан на пеших жителей микрорайона «Нурсат» – они, причем, так и ходят, только, как правило, один раз рано утром для пробежки. Такой, с расчетом на перспективу, получился подземный переход.

Прекрасное начинание городских властей, даже можно сказать, продолжение строительства и благоустройства подземных и наземных пешеходных переходов часто встречается нами, пешеходами, с большой долей упертости. Мы не привыкли беречь свои жизни и не обращаем внимания на то, что своим бездумным поведением на дороге создаем аварийную ситуацию, бросаемся под колеса водителям прямо у подземки. Они ведь знают о существовании перехода и не планируют тормозить.

Если какой-нибудь водитель выскакивает в пешеходную зону, все удивляются и негодуют: что он делает!!! Но пешеходы подобное позволяют себе ежедневно. Как с этим бороться? Видимо, так же, как приучили водителей уступать дорогу пешеходам: в разы увеличив штраф за нарушение этого правила. Сразу на ум приходит история со студенческими «стадами священных коров», которые переходили дорогу в районе технической библиотеки по Байтурсынова, невзирая на отсутствие пешеходного перехода. Месяц ежедневных дежурств и активного выписывания штрафов понадобился дорожным полицейским, чтобы потоки пешеходов-правонарушителей иссякли. Может, повторим эту практику у подземок и надземок?

В Белоруссии несколько лет назад была введена в строй обходная дорога вокруг национального парка «Беловежская пуща». По ходу трассы были возведены 32 туннеля для копытных животных в местах их постоянных миграций. Зубры часто выходили прямо на проезжую часть и не прекратили этого делать даже после появления тоннелей. Лесных красавцев пришлось учить ходить под дорогой. Обустроили специальные заборы – зеленую изгородь, которая направляет зубров к переходу, установили подкормочные площадки. И пошло зверье! Сделав трассу абсолютно безопасной.

После такого опыта с обитателями заповедника белорусские благоустроители обратили внимание и на людей. Чтобы пешеходы начали ходить по подземкам и надземкам, нужно сделать их пребывание в месте перехода максимально комфортным. Прекрасный опыт: кнут и пряник. Нарушишь правила, перебежав дорогу, – заработаешь штраф, идешь по переходу – получаешь удовольствие. Есть над чем подумать и пешеходам, и городскому отделу ЖКХ…

Елена БОЯРШИНОВА

Обзор зарубежных публикаций

Отправить ответ

5 Комментариев к "Особенности шымкентских переходов"

Уведомлять меня
avatar
2000
Отображать сначала:   новые | старые | популярные
Tino ХИТOFF ©
Гость
Ещё бы решили, что делать с переходами у ЖД вокзала, построенными на закате СССР. Один восстановили и что толку, как не пользовались, так и не пользуются. Зашили профилем, но вандалы побили стёкла и теперь там туалет и ночлежка для бомжей. Второй так и стоит замурованный, а всё по тому, что построили их экономя деньги. От остановки ЖД люди идут на проспект через кольцо, а не там где было удобно строителям. Про переход у «Сулпака» (Тюльпан) вообще отдельный разговор, пытался ходить после ремонта, но на третий раз чуть не задохнулся… И ещё один вопрос: Кто и на каком основании, разрешил перекрыть… Показать весь текст »
Николай
Гость

Переход у бывшего магазина «Тюльпан» практически бесполезен, так как там нет остановки общественного транспорта. Ни к нему не подъедешь, ни от него не уедешь. Вот и вся причина «бойкота».

сарсенкуль
Гость

Весь Верхний рынок вместе с переходами и уличной торговлей — клоако города. Аким города по видимому безсилен там….

Нуреке
Гость

когда уже будет подземный переход возле МЕГИ, ГАРАНТА и фонтана ТЮЛЬПАН,

Петракл
Гость

По новому надземному переходу на Евразии кстати тоже никто не ходит (светофор рядом, смысл в гору лезть?). Да и сэкономили на нем: Подъем-спуск только с одной стороны и нет заявленных при строительстве поребриков. Инвалидам и мамам с колясками теперь придется лишние 500 метров идти, чтобы перейти на другую сторону, если уберут светофор на остановке.

wpDiscuz