Машина времени: что ждет Шымкент через 15 лет?

8
437

Республиканская газета «Свобода слова» опубликовала материал, посвященный развитию Шымкента в ближайшие 15 лет. Автор материала представил читателям будущее Шымкента, с учетом современных реалий и далеко идущих планов. Как у него это получилось, судить вам.
Машина времени: что ждет Шымкент через 15 лет?

В популярном телесериале «Вспомни, что будет» весь мир на мгновение потерял сознание и каждый из землян увидел свое будущее на полгода вперед. Те, кому совсем ничего не приснилось, решили, что ничего хорошего их в «прекрасном далеко» не ждет. В этом кинематографическом приеме есть определенный смысл: тот, кто не видит своего будущего, кто не планирует и не мечтает, обречен на исчезновение. Быть может, именно поэтому после публикаций в рамках нашего спецпроекта «Машина времени» материалов об Астане и Алматы в редакцию газеты посыпались электронные письма и звонки. Вопросы у всех звучали примерно одинаково: «А что, в стране есть планы только по этим городам? Только у них есть будущее?» Отвечаем сразу всем: каждый из наших регионов при должном труде имеет будущее, везде кипит работа. И проекты всех больших городов в нашей «Машине времени» обязательно будут отражены. Южный Казахстан с этой точки зрения – прекрасный пример. Здесь мы сделали акцент, конечно же, на городе Шымкенте и его агломерации. Всю информацию мы берем из открытых источников, а также учитываем пожелания местных жителей, высказанные в социальных сетях и на сайтах новостных ресурсов. Возможно, некоторые из этих проектов никогда не будут выполнены. Но мы полны надежд.

Машина времени: что ждет Шымкент через 15 лет?

Население и экономика

В целом развитие области будет обусловлено расселением жителей преимущественно в Кентау-Туркестанской городской системе населенных мест, вдоль трассы Шымкент — Тараз и сельских округах Макта­аральского и Сарыагашского районов.

Сфера демографии и миграции останется для Южно-Казахстанской области приоритетной. Основной фронт работы развернется в рамках созданной Шымкентской агломерации – областного центра и прилегающих к нему на расстоянии полутора часов езды территорий Байдибекского, Тюлькубасского, Казыгуртского, Толебийского, Ордабасинского и Сайрамского районов. Официальная численность агломерации в 2019 году составит 1,62 млн человек, еще через три года – 1,8 млн. К 2025 году только в Шымкенте будет проживать 1,2 миллиона человек. В 2030 году население всего Южного Казахстана будет равно 3,362 млн.

Через 15 лет демографический фактор приблизит к нулю число иностранной рабочей силы в регионе и понизит и без того отрицательное сальдо миграции в сельской местности до 10 тысяч человек. В то же время инвестиции в основной капитал на душу населения будут регулярно повышаться. К примеру, в 2019 году он составит 136,7 тысячи тенге.

Машина времени: что ждет Шымкент через 15 лет?

Транспорт

Первое – автодороги и улицы. Масштабный эффект в этом направлении даст в 2016-2020 годы выход на полную мощность трансконтинентального транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», который проходит севернее существующей автодороги Алматы – Шымкент. Важную роль в коридоре будет играть транспортно-логистический узел в городе Арысь. Вокруг трассы появятся новые виды бизнеса, значительно оживится трафик товаров, город наполнится новыми людьми, повысится творческий и предпринимательский потенциал региона.

К 2021 году полностью будет создана большая городская кольцевая дорога. Ее маршрут: Алматинская трасса, пробивка ее в южном направлении восточнее аэропорта, строительство новой трассы в юго-западной части до автодороги Шымкент — Ташкент, далее — в юго-восточном направлении до промышленной зоны в районе шинного завода. Она будет проходить в застроенной части города и связывать практически все периферийные районы северной и южной частей города.

Одновременно будет проложено малое внутреннее полукольцо, состоящее из улиц Акназар хана, Сайрамской, Рыскулова до Тамерлановского тракта, далее улицы Аяз би и Гагарина. Оно сформируется вокруг центрального ядра города для разгрузки транспортного движения.

Также в ближайшие три года бульвар Кунаева протянется через старый город. Все строения вдоль этой дороги будут снесены. Также будет протянута через Забадам к Ташкентской трассе и улица Жангельдина.

Второе – железные дороги. К 2025 году число составов пассажирских скоростных поездов «Тулпар — Тальго» до Астаны и Алматы увеличится до трех на каждое направление. Исчезнет постоянный дефицит билетов, поезд станет престижным, быстрым и комфортным средством передвижения. Составы оборудуют конференц-вагонами и коворкинг-центрами. До 2019 года в Шымкенте будет проложена вторая объездная железнодорожная ветка с северной стороны города. На ней расположатся грузосортировочная станция и новый железнодорожный вокзал «Шымкент-2», который станет основным.

Третье – общественный и междугородный транспорт. К 2020 году в районе южного терминала аэропорта и нового железнодорожного вокзала появится крупный автовокзал. Крупный транспортный хаб получит свой завершенный вид – впервые в градостроительной практике Казахстана аэропорт, железнодорожный и автовокзал окажутся рядом. В городе до 2030 года будет запущена система ЛРТ – легкорельсовых трамваев и поездов, которые в том числе станут охватывать другие населенные пункты Шымкентской агломерации.

Четвертое – авиация. В шымкентском аэропорту к 2020 году будут построены южный пассажирский и грузовой терминалы. Площадь нового пассажирского терминала составит 34000 квадратных метров, а пропускная способность составит 2,5 млн пассажиров в год к 2023 году. На базе грузового терминала появятся собственные склады временного хранения и технологизированные пункты таможенного контроля. Будет оборудована вторая взлетно-посадочная полоса. Все строительство обойдется в 143 млн долларов США, в рамках проекта появится 1000 дополнительных рабочих мест. При этом старая, северная часть аэропорта станет применяться для частной, деловой, аграрной авиации и ангарных строений.

До 2027 года новый аэропорт появится в Туркестане. После 2030 года начнутся разработки второго международного аэропорта в областном центре. Получит развитие малая авиация в пределах агломерации.

Машина времени: что ждет Шымкент через 15 лет?

Энергетика и водные ресурсы

Одним из важных направлений в ближайшие 15 лет станет возведение как минимум 5 крупных и малых гидроэлектростанций. Этому станут способствовать чисто географические причины – в ЮКО протекает 122 реки и расположены 39 водохранилищ.

К 2020 году в Южном Казахстане завершится строительство магистрального газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент». Это значительно снизит расходы граждан на топливо, электричество, рестораны и другие услуги.

В 2019 году в Шымкентской агломерации снизится износ сетей теплоснабжения до 39 процентов (против 51 % в нынешнем году), электроснабжения – до 36 % (против нынешних 56 %), газоснабжения – до 29 % (против 50 % нынешних). Будет модернизировано и построено 17 км теплоснабжения, 422 км электроснабжения, 311 км газоснабжения, 46 км водоснабжения.

Серьезное развитие после 2017 года получат солнечные электростанции. Таким проектам будет оказываться прямая поддержка государства. К слову, ежегодно в области станут вводиться от 5 до 8 малых проектов, связанных с получением возобновляемой энергии.

До 2020 года для борьбы с паводками ниже по течению Сырдарьи будет построено новое водохранилище по образцу Коксарайского контррегулятора. Новое сооружение расположится в естественной впадине Огузсай, его объем составит 400 млн кубометров воды.

В течение двух ближайших лет в городе Арысь появятся 3 водно-спасательные станции на берегу одноименной реки.

Машина времени: что ждет Шымкент через 15 лет?

Индустрия

Всего в ближайшие 10 лет вблизи Шымкента получат развитие сразу 5 производственных зон общей площадью 1200,5 га. Здесь на 98 проектах получат работу более 14 тысяч человек.

Так, в уже созданной индустриальной зоне «Тассай» будет реализовано 10 инвестиционных проектов на сумму 27,1 млрд тенге с созданием 3918 новых рабочих мест. В том числе – строительство фармацевтических заводов по производству инфузионных растворов, лекарств, выпуску ортопедических изделий, изготовлению трансформаторов мощностью 110-220 кВт, швейных изделий, глянцевых плит, высококачественной мебели, диализаторов и гематологических реагентов, электрических подстанций и ящиков. Также здесь будет построена фотоэлектрическая станция мощностью 20 МВт.

Рядом с международным аэропортом Шымкента, в Казахско-турецкой индустриальной зоне площадью 50 га, также появится 10 объектов. Здесь получат работу 600 человек, которые станут производить корпусную, мягкую и офисную мебель, кабели, лаки и краски, радиаторы, стальные и пластиковые трубы, алюминиевые листы, фольгу, ортопедические изделия и даже холодильники.

Будет создана индустриальная зона «Бадам» площадью 153 га. Здесь реализуются 7 проектов с созданием 2140 рабочих мест. Это производство тракторов, грузовых машин, промышленных насосов, спецтехники, автобусов. Здесь же появится сталелитейный завод.

Машина времени: что ждет Шымкент через 15 лет?

Архитектура

До 2030 года Шымкент с учетом природно-климатических, инженерно-геологических условий, сложившейся планировочной структуры и численности населения территориально будет развиваться в северном, восточном, юго-восточном, юго-западном и западном направлениях.

Административный центр через 2-3 года окончательно закрепится в новом районе, а центр старого города станет спальным. Уже в 2016 году в самой перспективной зоне будет построена уникальная мечеть на 8000 мест.

Развитие получит новый микрорайон Шымкента – Каратау, расположенный от перекрестка проспекта Тауке хана и улицы Сайрамской до территории Сайрамского района по левой стороне на 2 тыс. га. Здесь будет воздвигнут жилой массив с соответствующей социальной инфраструктурой – административные здания, деловые центры, площади и скверы. Благоустройству подвергнется набережная реки Бадам.

До 2019 года в Шымкентской агломерации будет введено 1,2 млн кв. м жилья (это примерно 25 тыс. однокомнатных квартир), в том числе по линии «Жилстройсбербанка» 68,2 тыс. кв. м, очередники госструктур – 70,4 тыс. кв. м, для молодых семей – 55 тыс. кв. м, 105 тыс. – по линии «Самрук-Казына», 251 тыс. кв. м – коммерческие многоквартирные дома.

Только в Шымкенте до 2025 года на площади 117 тыс. га земли появятся 16 млн кв. м жилья. К этому же сроку в городе будут построены детские дошкольные учреждения на 102 тыс. мест, школы на 136,5 тыс. учащихся.

Площадь лесопарковой зеленой зоны города составит 40 тыс. га. А в Сайрам-Угамском национальном парке к 2025 году с помощью зеленых технологий создадут горнолыжный курорт со спуском на 11 тысяч человек.

В недалеком будущем облик Шымкента станет самобытным, он впитает в себя стиле Астаны и Алматы, с большим количеством стеклянных многоэтажек, культурных и социальных учреждений, торговыми, выставочными и киноконцертными залами.

В 2030 году богатая творческая атмосфера положительно отразится на местных мультипликаторах. Шымкентская студия по созданию мультфильмов для детей, юношей и даже взрослых получит большую поддержку государства, прославится на весь мир и станет называться азиатским аналогом студии Диснея. А суперблокбастер про космические приключения Алдара Косе соберет 700 миллионов долларов в мировом прокате и станет основной для создания тематического парка развлечений в 30 километрах от Шымкента.

Подготовил Азамат БАЙГАЛИЕВ.

Источник: Свобода слова.

Обзор зарубежных публикаций

Отправить ответ

8 Комментариев к "Машина времени: что ждет Шымкент через 15 лет?"

Уведомлять меня
avatar
2000
Отображать сначала:   новые | старые | популярные
Қаймана Қазақ
Гость

RT @otyrar: Машина времени: что ждет Шымкент через 15 лет? — http://t.co/QcygdRqYvf http://t.co/ZaDgT9M8vz

Андрей вообще другой
Гость

Прекрасное далеко не будь ко мне жестоко.

Аскар
Гость

сделайте город зеленым…. пожалуйста

Елена
Гость

Так все красиво и замечательно, что даже захотелось распечатать (не смогла — принтер отказался). Возник один вопрос: Кто и чем будет кормить 3,362 млн. человек? Что сейчас делается для сельского хозяйства области? Или будем надеяться на Китай?

Настя
Гость

Да, все так прекрасно, заводы закрыты, ничего гос толком нет, люди живут на взятки…. в городе одни кафешки и магазины, только пожрать да выпить, молодежь деградирует! Образование стоит бешенных денег и там взятки… все печально, а под ногами те же хорчки!

Виктор
Гость

Старый прием из «12 стульев». У Остапа был тоже умысел! Для чего организовали такой сброс нам? Кассу обчистили, стул сперли…?! 😉

Сергей Павленко
Подписчик

Заводы и фабрики нужны нам!!! Весь город в забегаловках!!! Что такое при нынешнем населении обеспечить работой 17000 человек?. Этого мало!!! Раньше город был меньше, так на Фосфорном заводе в одну смену до 15000 человек работало… А ведь гигантов почти не осталось… Жилья, а именно доступного жилья почти нет… А то что вводится, в узких кругах и растворяются, превращаясь в коммерческое жилье… куда годится по 10-15 квартир в одни руки через подставных… Поэтому мало верится в успех…. Нас давно сделали узниками для наживы…

БАШ
Гость

свежо предание а верится с трудом

wpDiscuz