Удачный пример модернизации многоэтажного дома в Шымкенте

1
294

25 домов Шымкента в этом году будут отремонтированы в рамках программы модернизации жилья. Правда, желающих поучаствовать в программе намного больше, говорит руководитель отдела жилищной инспекции города Шымкента Марат Джуманов. С жителями одного из таких домов мы и решили встретиться, чтобы услышать ответ на один-единственный вопрос: зачем им это надо.

ТЕПЛОВАЯ ХИТРОСТЬ

Стоквартирный многоэтажный дом по проспекту Республики был построен еще в прошлом веке. К своему полувековому юбилею дом подошел как дряхлый старичок – крыша течет, трубы забились, подъезды зияют пустыми глазницами… Жить в таком доме, мягко говоря, было неприятно. Правда, и сделать что-либо для улучшения собственных жилищных условий люди не хотели. То ли на авось надеялись, то ли ждали, когда акимат займется решением их проблем, как это было во времена Союза.

«Я сказал соседям: давайте начнем сами ремонтировать дом. Они отказались, – рассказывает нам домком Ертай Есжанов. – Тогда я предложил им: сейчас проводится акция, акимат нас поддержит. Тем более что сотрудники районного акимата и отдела ЖКХ к нам приходили, рассказывали обо всех плюсах установки теплосчетчика. Давайте, говорю я жителям, установим тепловой счетчик – сейчас заплатим по тысяче, зато зимой сэкономим намного больше, но соседи и тут категорически отказывались».

Тогда домком пошел на хитрость и, по его словам, «сговор» с энергетиками: «Я им предложил установить счетчик под мою ответственность и гарантийное письмо. Я пообещал, что жители рассчитаются, если сумму за счетчик им раскидают в квитанцию сроком на год».

ВОЗМОЖНО, ЕРТАЙ ЕСЖАНОВ

«Я как квитанцию получила, смотрю и ничего понять не могу. Как так – обычно платили по 4800-5000 тенге, а тут сразу на две тысячи меньше. Я к Ертаю. Как, мол, так получилось, а он улыбается и говорит: мы ведь счетчик установили осенью, вот и счет за отопление изменился. Считай, тысяч десять я сэкономила только за один отопительный период», – рассказала жительница дома Тамара Дмитриевна Бердникова.

«Ертай, я что-то не пойму, – говорит, обращаясь к домкому, другая жительница этого дома Марья Галиевна Мингалиева. – Отопления уже нет, а в счете все равно пришло 200 тенге. Что это за деньги? А то, вот как раз корреспондент здесь, может, она объяснит, почему мы должны платить за отопление, хотя отопительный сезон уже закончился».

«Так мы прибор по учету тепла установили, вот это – последний счет за него, – поясняет домком, а его соседка понимающе кивает головой. – Вы ведь за отопление меньше платили этой зимой? Вот. А сумму за счетчик платить никто не хотел, мы ее и раскидали на весь год – по 200 тенге в месяц. Вот так незаметно, сэкономив на счетах за отопление, вы и счетчик оплатили».

Марья Галиевна, внимательно выслушав домкома, говорит: «Это, конечно, хорошо, но вот если бы еще крышу так отремонтировать. Да подвал, да стояки. А то у меня в спальне стояк не греет совсем. Правда, в остальных комнатах намного теплее было, чем раньше».

МЕЧТЫ О РЕМОНТЕ

Хороший ремонт – это то, о чем домком мечтает уже не первый год. Практически с первого дня, когда госпрограмма по модернизации жилья была введена в действие. И уже успел заразить своей мечтой некоторых жильцов дома.

«Понимаете, в этой госпрограмме черным по белому написано то, о чем я давно сам думал, – признается Ертай Есжанов. – Сейчас другие времена. Почему акимат должен приходить и ремонтировать наши дома?! Это ведь наша собственность. Почему в таком случае государство не ремонтирует дома жителей частного сектора? Они все делают сами, а мы закроемся в своих квартирах и думаем: у меня все хорошо – и ладно. Но забываем при этом, что каждая квартира – часть огромного организма под названием ДОМ. Развалится лестничный пролет – и как тогда быть? Или в подвале ни одной нормальной трубы не останется?.. Сколько бы мы ни меняли стояки в своих квартирах, когда в подвале прогнившие коммуникации, о каком тепле в доме и квартирах можно будет говорить? А программа учит нас быть настоящими собственниками жилья».

Продемонстрировать, как можно по-разному относиться к дому, домком решил на примере двух подъездов: «Вот, видите, в этот подъезд приятно заходить – на входе линолеум, панели покрашены и побелены, лестничные пролеты красиво оформлены. Правда, окна в подъезде пока побитые, но мы обязательно это исправим».

Другой подъезд встретил нас косыми дверями и облупившейся краской на панелях. Правда, потолки в подъезде аккуратно побелены. «Это они на наш подъезд посмотрели и тоже захотели привести свой в порядок. Я им объяснил, что отремонтировать свой подъезд они могут только сами. Никто не придет и не сделает этого. Вот они и решили в этом году поправить свой подъезд», – говорит домком.

Между тем в мечтах Ертай Абдукаримович видит свой дом красивым и современным – с утепленным фасадом, облицованным керамогранитом светлых тонов, с полностью замененной крышей, которая устоит под напором ветра любой силы и осадков, с полностью обновленными коммуникациями и с «умным» освещением подъездов.

«Правда, для этого нужны деньги. Но если бы наш дом приняли в госпрограмму по модернизации жилья, уверен, жители сразу поняли бы, насколько это приятно – возвращаться в красивое и уютное жилье», – говорит домком.

МЕЧТАМИ РЕМОНТ НЕ СДЕЛАТЬ

О трудностях, с которыми столкнулись жители других домов, участвовавших в госпрограмме, домком наслышан. Правда, считает, что там, где люди не были равнодушными наблюдателями и контролировали, как в их доме проводится ремонт, проблем не возникло.

«Не зря ведь в программе прописано все. От того, что сначала необходимо зарегистрировать объект кондоминиума, в котором оговорена доля собственности каждого из жителей. Следующий этап – подача заявления на участие в госпрограмме, встречи с потенциальными подрядчиками. Даже этот вопрос, какую компанию выбрать, решают сами жители. Ни акимат, ни кто-то еще не вправе нас заставить заключить договор с кем-либо. Другое дело, что они могут помочь – советом, урегулированием тех или иных споров, ведь в конечном счете чиновники и районного, и городского акиматов заинтересованы в том, чтобы на территории, за которую они отвечают, жителям было комфортно. А уж потом, после заключения договора о ремонте (в договоре указывается все – объем работ, материалы, которые будут использованы, стоимость работ и материалов), остается только контролировать каждый шаг строителей, ведь завтра нам придется рассчитываться за их работу. А платить за то, что нам не нравится, я думаю, неправильно. В общем, сейчас нам предстоит сделать самый первый шаг – стать-таки кондоминиумом. А после начать обустраивать свой дом…».

ИСТИНА ГДЕ-ТО ПОСЕРЕДИНЕ

Уходила я из этого дома со смешанными чувствами. Недавно в редакцию пришло письмо, в котором читатели обвиняли авторов материалов о модернизации в том, что мы не понимаем сути программы, что из-за наших статей людей вовлекают в кабалу, а далеко не у всех есть возможность платить на протяжении нескольких лет за ремонт по госпрограмме. Но если все настолько плохо, почему в акимате пачками лежат заявления от тех, кто хочет отремонтировать свой дом, почему есть в Шымкенте такие дома, где люди сами хотят навести у себя порядок? Сдается мне, здесь сложно четко расчертить линию и сказать: правы эти, а те – нет, и наоборот. Просто у каждого есть своя правда. А где же тогда истина? Как и всегда – где-то посередине.

Саида ТУРСУМЕТОВА

Обзор зарубежных публикаций

Отправить ответ

1 Комментарий к "Удачный пример модернизации многоэтажного дома в Шымкенте"

Уведомлять меня
avatar
2000
Отображать сначала:   новые | старые | популярные
Татьяна
Гость

Никто пачками заявление не пишет. Мне, например, модернизация ни к чему. Если надо мы сами делаем ремонт. Оставьте нас в покое, надоели со своим кондоминумом, уже совсем нас запугали.

wpDiscuz