Бюджет по осени считают

0
24
Фарида Шарафутдинова

До поры, до времени на него можно не обращать внимания. Но заканчивается месяц, а с ним и деньги… Вы уже поняли, что речь идет о бюджете – понятии, общем как для семьи, так и для государства. Если для семьи несбалансированный бюджет, превышение трат над заработком – это начало финансовой катастрофы, то нетрудно представить, что может означать дисбаланс бюджета, скажем, для всей нашей области.

 Выполнение бюджетных программ в Южном Казахстане за 9 месяцев 2011 года стало предметом обсуждения на заседании областного акимата. По итогам 9 месяцев налоговые поступления в бюджет области составили 105,9%. По сравнению с прошлым годом в казну поступило на 5,4 миллиарда тенге больше. Но по отдельным показателям есть неисполнение плана: по строительству, сдаче, продаже ипотечного жилья и земельных участков. Как отметила руководитель управления финансов ЮКО Роза Исаева, в Шымкенте план по поступлению средств от продажи ипотечных квартир выполнен лишь на 89,6%, в бюджет поступило 672,2 млн. тенге от запланированных на год 845,8 млн. тенге. А план по продаже земельных участков исполнен и того меньше – на 43,9%. По этим секторам недопоступления в доходную часть бюджета исчисляются сотнями миллионов тенге. Удивительно другое: как и кому вообще в Шымкенте умудрились продать землю даже на 43,9%, ведь официальной информации об этом никакой?

Отдельная тема – неосвоение бюджетных средств. Всего по итогам девяти месяцев в Южно-Казахстанской области только по областным управлениям неосвоенными остаются 2 миллиарда 667 миллионов 900 тысяч тенге! Лидером здесь является управление здравоохранения ЮКО – неосвоенная сумма равна 1270,7 млн. тенге. Управление предпринимательства и промышленности ЮКО не освоило 519,7 млн. тенге, управление энергетики и ЖКХ – 311,4 млн. тенге, ДВД ЮКО – 289,2 млн. тенге, управление занятости и социальных программ – 82,3 млн. тенге.

А по городам и районам области сумма неосвоенных средств составила 3,6 млрд. тенге. Здесь в лидерах город Шымкент с неосвоением 2039,7 млн. тенге, затем идут город Кентау (455,8 млн. тенге) и Сарыагашский район (396,1 млн. тенге).

Неосвоенные не значит сэкономленные деньги. Это недополученные кем-то услуги, упущенная прибыль, непролеченные вовремя больные, не обученные предпринимательству специалисты, не сданные вовремя в эксплуатацию школы и детсады и т. д. Жителям городских микрорайонов «Асар», «Бозарык»-1,-2,-3, «Туран», «Достык», «Кайнар-Булак» уже не хватает терпения выносить бытовые неудобства из-за отсутствия нормального водоснабжения, централизованной канализации. А из-за неосвоения чиновниками выделенных средств их мечты жить в цивильных условиях, что называется по-городскому, опять отодвигаются на неопределенный срок.

Простому человеку трудно понять, как могут быть не освоены заложенные в бюджете деньги. Не понимает этого и глава ЮКО, Аскар Мырзахметов, с возмущением заявивший на акимате: «Мы ежегодно наступаем на одни и те же грабли. Мы, можно сказать, каждый год с пеной у рта выбиваем средства из республики, а эти деньги из-за халатности и неквалифицированности бюджетного администратора не осваиваются! В таком случае нужно эти деньги направлять на решение других, не менее важных проблем. В отношении тех, кто не делает соответствующих выводов, будут приниматься самые строгие меры».

Действительно, из-за «косяков» в работе чиновников приходится возвращать выделенные деньги в республиканскую казну. А это мало того что не дает возможности решать важнейшие социальные задачи, но и влияет на снижение рейтинга области среди других регионов республики.

Анализ выявленных недостатков в реализации госпрограмм «Дорожная карта бизнеса», «Занятость-2020», «Нурлы кош» показал, что они допущены по вине администраторов программ. Вот только эффективных мер воздействия на нерадивых исполнителей пока не выработано. Они не несут никакой ответственности, то есть налицо полная безнаказанность. Если их ответственность будет законодательно оговорена, только тогда, по мнению акима ЮКО, появится относительный порядок. Если такого решения не примем, подобное у нас будет повторяться из года в год.

… Всегда можно найти сто и одну причину для оправданий: деньги несвоевременно поступили, тендер поздно провели… Плохому танцору тоже что-то мешает… Возможно, опыта молодым госчиновникам не хватает, профессионализма? Тогда, может, стоит пригласить, хотя бы в качестве консультантов, специалистов со стажем, настоящих производственников? Ну не Тони Блэра, конечно… Для кабинетных теоретиков это может стать шансом набраться необходимого опыта.

А чтобы эта наука усвоилась быстрее и эффективнее, к администраторам программ, по вине которых происходит неосвоение бюджета, уже сегодня можно применить такую «воспитательную» меру, как огласка их имен в местных СМИ.Таким образом будет поставлена под сомнение их профессиональная компетентность, служебное соответствие. Не нравится? Тогда пусть своевременно кричат о том, кто им мешает, кто, лоббируя «нужников», тормозит оглашение итогов тендеров, кто задерживает выплату средств. Иначе с нашей уникальностью – неосвоением средств, мы в очередной раз рассмешим человечество. К слову, по сообщению Tengrinews.kz, по данным отчетов правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета в 2010 году «доля неосвоенного остатка в общей сумме расходов составила 0,9 процента, или 37,5 миллиарда тенге». Выходит, история вновь повторится?

… Сколько прекрасных идей у нас было загублено, возможно, из-за непоследовательности действий исполнительной власти, непрофессионализма администраторов программ. Только один пример. В декабре 2004 года в Шымкенте проходил 4-й региональный экономический форум с участием представителей госструктур и бизнеса из южных областей страны, а также Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерства индустрии и торговли. Тогда было заявлено о том, что в ЮКО будут создаваться, внедряться кластеры – хлопково-текстильный, винный, шинный, а затем к этому перечню присоединился и туристический. И что, спросите вы? До сегодняшнего дня ни один из них «вреднить» не удалось! Жаль… Государство планирует, создает условия для развития, а результаты у нас минимальные. Что-то в этой цепочке не так…

Бюджет области, его планирование, формирование, исполнение и отчет об исполнении – составляющие финансовой политики государства. Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны. По большому счету, они являются отражением не только экономических процессов, но и политической культуры общества.

31 октября на внеочередной 46-й сессии облмаслихата депутаты вновь рассматривали изменения в бюджете Южно-Казахстанской области, связанные с дополнительным трансфертом из республиканской казны. 2 млн. 621 тысяча тенге будут направлены на решение вопроса жилья и реализацию госпрограммы «Балапан» – строительство детских садов. Освоят ли эти средства в срок? Или опять найдутся оправдания?

Реклама

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Уведомлять меня
2000
wpDiscuz