«Обеспечивать их товарами, клиентами и прибылью мы не обязаны……. литрами бензин никто выдавать не будет. Получать его будет тот, кто может брать вагонами, может заплатить сразу за большой объем и имеет собственные хранилища», — заявил начальник областного управления предпринимательства и промышленности Динмухамед Абсаттаров. А значит, владельцам мелких АЗС в Южном Казахстане придется уйти с рынка.
В бензиновом бизнесе «по-южному» для владельцев мелких АЗС места не оказалось. Больше года заправщики пытались добиться справедливости и получить прямой доступ к ресурсодержателям — нефтеперерабатывающим предприятиям. Но взять топливо минуя операторов назначенных властями «для стабилизации цен на рынке ГСМ» , а по простому — перекупщиков, в число которых вошли несколько самых крупных владельцев АЗС оказалось невозможно.
Взывая к совести «власть имущих» мелкие предприниматели и на законы ссылались и другие области Казахстана, где все владельцы АЗС имеют равный доступ к ГСМ, в пример приводили. Все безрезультатно. Бензина им не дали. Зато нашли признаки ценового сговора и девятерых наказали административно.
Последнюю попытку добиться справедливости заправщики предприняли пару недель назад. Около трех десятков «ходоков» попытались попасть на аудиенцию к руководителю профильного областного ведомства. В итоге встреча состоялась, но никакого результата она не принесла. Не удалось тогда получить внятных разъяснений от чиновников и журналистам. Почти две недели управление предпринимательства хранило молчание. И вдруг решило разом расставить все точки, пригласив представителей СМИ на брифинг. Речь руководителя управления предпринимательства и промышленности Динмухамеда Абсаттарова была краткой и недвусмысленной:
«ГСМ, поставляемые государством это социальные объемы. Это топливо выделяется для стабилизации цен на рынке ГСМ. На самом деле этого количества для всех субьектов не хватает…..Это и вызвало ажиотаж со стороны некоторых заправщиков. Однако задачей акимата является обеспечение горюче-смазочными материалами населения области, а не субъектов АЗС. А жители области сегодня полностью обеспечены этими видами топлива. А сами владельцы АЗС, это те же самые предприниматели, как те, кто занимается, например, ресторанным бизнесом, магазинами. И в компетенцию областного управления предпринимательства и промышленности обеспечение их товаром и клиентами не входит…..Те субъекты, которые создают ажиотаж по объективным причинам и согласно официальных данных уполномоченных органов, привлечены к ответственности за ценовой сговор…..В отношении них приняты меры по исключению их из списка прямых получателей ГСМ «.
Как можно лишить заправщиков того, чего у них и так не было Д.Абсаттаров не пояснил. А вот то, что участь мелких владельцев АЗС решена — теперь понятно без всяких пояснений. Ведь тягаться с перекупщиками, имеющими массу собственных заправок, владельцу одной или двух АЗС бессмысленно. Значит, свой небольшой бизнес этим предпринимателям придется сворачивать, а заправки — продавать.
Впрочем, покупатели на них наверняка скоро найдутся, ведь операторы, в отличии от своих менее удачливых коллег по бизнесу, активно развиваются. Вот только развитие такое очень напоминает рейдерство, на правда ли? Впрочем вдаваться в эту тему руководитель управления не стал. Как не стал вдаваться в подробности Динмухамед Абсаттаров и по поводу того, на основании каких доказательств он уверяет, что дефицита топлива в области нет, а его нехватку искусственно создавали недовольные политикой управления мелкие заправщики, если сам же признается что «нехватка ГСМ в Южном Казахстане должна покрываться доминантами рынка…. Сколько топлива они завозят в область….. они перед нами не отчитываются». Зато долго рассказывал о том, как теперь изменится система распределения социальных объемов топлива и станет совсем прозрачной . От перекупщиков, несмотря на признание за ними «некоторых недоработок», область видимо так и не избавится.
Но, чтобы «избежать множество кривотолков» предполагается создание областного штаба по распределению ГСМ, получаемого от министерсва нефти и газа. А «некоторые АЗС области» даже будут «обеспечиваться за счет прямых поставок ГСМ», — отметил Д.Абсаттаров. А чтобы кто-нибудь не заподозрил его в предвзятости сразу же объяснил, что «относительно того, что якобы я обещал оказать кому-то содействие при распределении ГСМ, хочу заверить, что никакой помощи или содействия я не обещал и не обещаю. Мы работаем и будем работать только в рамках Закона».
На сегодняшний день в ЮКО действует 580 автозправочных станций. Сколько из них останется на плаву неизвестно.