Очередной земельный скандал назревает в Шымкенте. На этот раз будут изъяты 700 земельных участков под нужды государства. Правда, изъятие будет неполным. В отделе земельных отношений рассказали, что ждет владельцев домов и почему им лучше не затягивать обращение в земком.
Оразбек Баймолдаев с горечью показывает на свой новенький дом. Три месяца назад глава большого семейства купил недостроенный дом в районе реки Кошкар-ата, привел его в порядок, провел отопление и необходимые коммуникации. А когда можно было бы спокойно жить и радоваться пришло известие — дом изымают под госнужды.
«Нам ничего толком не объяснили. Если дом попадает под изъятие, почему тогда мою недвижимость оформляли, почему никто ни разу меня не предупредил? А куда я со своими детьми пойду?! Дом я купил за 55 тысяч долларов, евроремонт сделал. А теперь должен его освободить? Да и не дадут мне стоимость моего дома сейчас ни за что», — говорит Оразбек Баймолдаев.
Перебраться поближе к земле семья Баймолдаевых мечтала давно. Продали четырехкомнатную квартиру и купили недостроенный дом. Всю зиму жили, не имея нормальных условий. Но не отчаивались, ведь как только закончим ремонт, думало семейство, заживут, как все нормальные люди.
«Сейчас здесь работы еще много, — говорит Оразбек ага. — Но я даже не знаю, стоит ли вообще за что-либо браться. Времянка ремонта просит, двор не обустроен».
Словно в подтверждение слов главы семейства на заборе еще не стертая надпись «Дом продается». До ворот хозяйская рука пока не добралась. Нет настроения, говорит О. Баймолдаев.
Ему вторит его сосед, выходец из Ирана, приехавший в начале 90-х на историческую родину.
«Нас сам Назарбаев приглашал. Мы приехали по квоте. На выделенные деньги купили здесь дом. Прожили в нем столько лет, а теперь нам эти уведомления принесли и куда мы теперь? Дом новый построить я уже точно не смогу в мои-то 70 с лишним лет. Что я сейчас могу?!», — возмущается Каратамыр Махмад Азим.
Такие уведомления пока получили 8 жителей частного сектора по Тамерлановскому шоссе. А если верить списку, опубликованному в городской газете, под изъятие попадают не только частные дома.
«Мы посмотрели по газете. Там почти 700 адресов. Среди них есть и пятиэтажка, которая неподалеку от нашего дома, и воинская часть, и интернат для инвалидов. А их всех куда расселять будут?! Это ж какие деньги придется властям выделять», — продолжает мужчина средних лет.
Предлагают люди и свой вариант благоустройства. Надо поступить просто, разделить территорию и зону ответственности каждого за свой участок.
«Вот участок реки рядом с моим домом. Да я же ради себя его чистить буду. Я к этому отношусь, как к своей территории. Как дома и во дворе навожу порядок, точно также и здесь буду чистить и убирать. Да и озеленением ради себя же занимаемся. Надо просто обязать людей следить за порядком. А там, где этого нет, пусть штрафуют — хоть на сто тысяч», — предлагает Оразбек Баймолдаев.
Но в отделе земельных отношений считают, люди благоустройство и озеленение просто не потянут. Слишком много средств планируется в него вложить.
«Ведь под благоустройством этих территорий понимается масштабный проект. Это и прокладка асфальта, и тротуарной плитки, элементов ландшафтного дизайна», — поясняет заместитель начальника отдела земельных отношений Аскар Джумышиев.
Жители не понимают, почему, если их дома попадают под изъятие, никто из акимата или земельного комитета не встретился с ними и не разъяснил, что это за нужды, ради которых им придется покинуть свои дома. Но в земкоме говорят, что на все вопросы можно получить разъяснение в земельном ведомстве.
«Изымать полностью участки не будем. Только те, которые попадают в водоохранную зону. Это по 20 м от оси реки. Но конкретно, какая площадь, сегодня мы сказать не можем. То есть после разработки землеустроительного проекта мы выведем координаты водоохранной зоны и будем сверять с координатами земельных участков, которые располагаются здесь. То есть, после разработки землеустроительного проекта посмотрим, может, у кого-то часть участка и забор уйдут, у кого-то сараи. За все строения и землю людям выплатят компенсации», — продолжает Аскар Джумышиев.
Но для того, чтобы в будущем эту компенсацию получить, тем, кому пришло уведомление, необходимо обратиться в отдел земельных отношений как можно скорее.
«По закону на согласование с владельцем участка отводится 3 месяца. В течение этого времени мы произведем оценку данных земельных участков и предложим стоимость. Для того, чтобы ускорить проведение всех этих работ, мы просим жителей обратиться к нам с копиями правоустанавливающих документов. Это решение или постановление акимата, технический паспорт, акты приемки в эксплуатацию, РНН и удостоверение личности. Все это в копиях нам предоставляется для того, чтобы мы могли передать эти материалы оценщикам. И, естественно, их координаты, потому что оценка будет производиться в присутствии представителей земкома, оценочной компании и владельца участка», — пояснил А. Джумышиев.
Мы ознакомились с решением акима города и с перечнем объектов. Помимо частных домов, в списке фигурируют гаражи, магазины, кафе, строительные магазины и складские помещения, а также… печально известный «Шымкент плаза», который все эти годы существовал в планах архитекторов, а также пятиэтажка по ул. Джангельдина (которая является объектом кондоминиума) вместе с прилегающим земельным участком.
По словам чиновника, размер компенсации будет зависеть от доли участка и его рыночной стоимости на момент оценки. Всего под процедуру изъятия попадают почти 700 участков. Сколько их останется после корректировки проекта, неизвестно. Как неизвестны и сроки начала работ по благоустройству главной водной артерии Шымкента.