Когда из твоей жизни уходит человек, не обязательно близкий, может быть, просто давно знакомый, с ним уходят и события. На их месте остается пустота, которая заполняется воспоминаниями. И так бывает не только с людьми…
Шымкентский педагогический институт перерождался не раз. Как он только ни назывался: учительский институт, педагогический институт, международный казахско-турецкий университет, инновационный университет и наконец – опять педагогический. А здание особых изменений не переживало, ежегодно радушно принимая сегодняшних студентов и прощаясь со вчерашними.
…«Старый корпус педагогического института планируют сносить уже в этом году. А на его месте будет построено одиннадцатиэтажное комфортабельное здание нового вуза. Проект уже разработан. Помимо нового корпуса рядом построят студенческий дом на 400 мест. Над его проектом сейчас работают московские архитекторы…» – эта новость была опубликована на сайте «Отырар.kz». Там же сообщалось, что специалисты признали здание ветхим и опасным для жизни студентов и преподавателей. Новость вызвала массу откликов. Молодежи идея нового строительства пришлась по душе, а вот люди старшего поколения восприняли ее со смешанными чувствами. Потому как альма-матер шымкентских педагогов – это не просто старое ветхое здание – каждый кирпичик его кладки хранит в себе тысячи историй.
…Шурочка Сощенко, дочка домашней хозяйки и городского провизора, после школы без школы себя не мыслила. И хотя родители считали ее технарем, хрупкая глазастая девушка подала документы в учительский институт на историко-литературный… Учебное заведение открылось в Чимкенте весной тридцать седьмого года, и у Шурочки камень свалился с плеч: не придется отпрашиваться у родителей и отправляться в Алма-Ату. Ни за что бы не отпустили…
В том далеком тридцать седьмом учебные заведения для будущих педагогов открывались по всей молодой Казахской республике. Помимо Чимкента возможность стать учителем, не уезжая далеко от дома, получили павлодарцы, уральцы и семипалатинцы. Чимкентский учительский был основан Указом №263 Совета народных комиссаров Казахской ССР от 19 марта 1937 года. Учиться предлагалось на пяти факультетах всего два года. И только в 1955 году учительский институт был преобразован в педагогический, а срок учебы увеличился до пяти лет.
…Буквально с первых дней учебы у Шурочки завелись друзья: Веня Громов, Миша Шишкин и Коля Тен. Дружба их протянулась на всю жизнь. Только Коля не вернулся с фронта, остальные держались вместе и, даже когда им было уже под восемьдесят, называли друг друга уменьшительными именами.
В Шурочкиной группе практически не было девочек – в то время учительство считалось мужским делом, и на девчонок преподаватели смотрели с легким удивлением.
И все же учитель из Шурочки получился. Как из каждого, кто был в ее выпуске. Тех первых чимкентских учителей с благодарностью и огромной любовью вспоминает не одно поколение учеников. Александру Георгиевну Сощенко ее бывшие ученики, ставшие взрослыми людьми, навещали до самой ее смерти. И каждый праздник Авенир Германович Громов вместе с Михаилом Николаевичем Шишкиным приходили к Александре Георгиевне в гости. Они пили чай с домашними плюшками и хвалились друг перед другом поздравительными открытками, которые летели к ним со всех уголков не только необъятного Советского Союза, но и всего мира….
А сколько всемирно известных талантов и гениев вышли в большую жизнь из стен чимкентского педагогического. И хотя не все они связали свою жизнь со школой, но остались преподавателями с большой буквы.
…Иосиф Юделевич, всемирно известный ученый в области аналитической химии, многие годы возглавлял Институт неорганической химии академии наук СССР. А когда в 1941-м производственник Иосиф поступил в Чимкентский учительский институт, то после окончания остался в нем работать. Потом последовала кандидатская, за ней докторская диссертация, чуть позже пришла и всемирная известность – по сей день научными разработками Иосифа Юделевича пользуются крупнейшие перерабатывающие предприятия и концерны.
…Рудольф Керер, выпускник физико-математического факультета Чимкентского педагогического института, получил в институте не только профессию, но и огромную любовь к музыке – все свободное от занятий время будущий физик проводил в актовом зале за фортепиано. А потом шесть лет проработал в чимкентской школе учителем физики. Но даже такой, казалось бы, небольшой срок учительствования оставил его имя в сердцах старшеклассников, которым он привил настоящую любовь к предмету. А в 1961 году Рудольф Керер «взорвал» мир, неожиданно победив на международном конкурсе пианистов. Керер знаком также любителям кино того времени: в фильме «Аппассионата» он сыграл роль пианиста Исая Добровейна, игравшего на квартире Елены Пешковой в присутствии Владимира Ильича Ленина знаменитую сонату Бетховена, о которой вождь пролетариата отозвался как об изумительной, нечеловеческой музыке. В начале 1990-х годов Керер переселился в Австрию и преподавал в Вене.
…Имя Нелли Больгерт знакомо, пожалуй, всем, кто профессионально занимается рукоделием. Это автор множества книг по изготовлению игрушек, переведенных практически на все языки мира, выпускница художественно-графического факультета Чимкентского педагогического института. Сегодня никто уже и не узнает в знаменитой немке скромную чимкентскую студентку, но именно педагоги института, по словам самой Нелли, дали ей старт в звездную жизнь. «Моя преподавательница по истории искусства, – пишет в своих воспоминаниях Нелли, – всегда говорила: «Не люблю терять время, не понимаю людей, которым скучно, и не люблю ленивых!» Видимо, этому определению я не соответствовала, поэтому она вкладывала в меня много сил. После института девиз моего преподавателя стал моим…»
В каждом поколении студентов педагогического были выпускники, которыми можно гордиться, например, известный поэт Мухтар Шаханов. И просто хорошие люди. Стены старого здания, поверьте, всех их помнят. Главное, чтобы в новом здании традиция выпускать выдающихся людей и просто хороших учителей прижилась и осталась. Ведь даже остановка, несмотря на перемены, продолжает называться «Педагогический», как бы этот институт ни назывался…
Елена БОЯРШИНОВА
Шымкент, газета «РАБАТ», №14 от 4.04.2012 г.