В международный день памятников о памятниках, которые защитить не успели

В профильном министерстве отказались узаконивать этот памятник задним числом

18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. Задача этого знаменательного дня — напомнить обществу о необходимости беречь всемирное культурное наследие, которое создано усилиями многих народов за всю историю человечества.

Для Шымкента этот день является поводом вспомнить о проблемах, связанных с сохранностью исторических памятников. Этих проблем, как считают специалисты, на сегодняшний день несколько. Первая — сохранность памятников, расположенных на территории стратегических объектов.

«Законодательство этот вопрос не рассматривает. Я имею ввиду Коксарайский контррегулятор. При строительстве Коксарая мы потеряли 11 археологических памятников. Не считая двух памятников, которые якобы охраняются. МЧС их обваловало, и как бы они защищены с внешней стороны от воздействия водонакопителя. Но тем не менее, мы понимаем, что процесс просачивания воды снизу идет, то есть памятники все равно будут разрушены солями. Этот вопрос поставлен перед нашей прокуратурой, но не знаю, как это будет в действительности решаться. Необходимо совершенствовать законодательство», — пояснил научный сотрудник Института Археологии им. Маргулана, Александр Грищенко.

Еще одна проблема, как считает археолог, задержка с принятием под государственную охрану памятников истории и археологии. На сегодняшний день принятых под охрану больше 400 памятников, а их около 1200. Две трети памятников находятся в предварительном списке. Они как бы и охраняются, но в действительности здесь существуют большие пробелы. И третья проблема, в регионе 157 населенных пунктов, которые нужно считать историческими центрами. В этих населенных пунктах есть исторические объекты — городища, поселения. Наши все населенные пункты складывались вокруг древнего исторического ядра. То есть, в своем развитии оставались на том же месте, где были в древности города, поселения. Этот список исторических центров не утвержден. Отсюда мы имеем проблемы уничтожения памятников.

«Примером может послужить проблема, которую мы решаем несколько лет подряд и никак не можем решить. Казыгурсткий район, местечко Асынтас. Большое городище караханидского времени, которое располагалось на Шелковом пути. Это один из крупнейших городов. Сейчас в охранной зоне идет строительство, отвод земельных участков, там появились магазины и АЗС. Заправка — самое страшное. А в ходе строительства автозаправки затронули кубурную систему — это древние водопроводы. Местное население подняло этот вопрос. Мы три года писали в местный акимат представления. Но у нас акимы очень часто меняются и представления забываются. Сейчас вновь местное население напоминает — как быть с заправками в охранной зоне», — примеров пренебрежительного отношения к памятникам собственной истории Александр Грищенко привел предостаточно.

Правда, есть и плюсы. У нас в республике, единственной из стран СНГ, работает государственная программа «Культурное наследие». Прошлый год в СНГ был объявлен годом охраны памятников. В Белоруссии, Азербайджане, в Кыргызстане и у нас, в области, проводились выездные семинары школы археологов. Наша программа «Культурное наследие» вызывала здоровую зависть участников международного семинара и желание реализовать подобную у себя в республиках.

В Южном Казахстане тоже действовала областная программа сохранения культурного наследия. Но она была раньше времени закрыта. По мнению ученых, бюджет области просто не может вытянуть дорогостоящие мероприятия по сохранности памятников. Поэтому, вероятно, требуется, чтобы работы на памятниках финансировались целевыми трансфертами, государством. Шымкент, самый древний населенный пункт Южного Казахстана. Здесь есть объекты историко-культурного наследия. В центре города — древнейшее городище, вокруг которого сформировался в будущем областной центр. Казалось бы, можно привлечь в город туристов, показывая им древности, есть соответствующая инфраструктура. Гостиниц вроде бы в достатке. Но на самом древнем городище показывать нечего. В археологические объекты надо вкладывать деньги. Несколько лет назад на городище проводились работы по музеефикации. Но время прошло, то что реконструировали — обвалилось. Тогда пытались воссоздать 19 век — время кокандского завоевания Шымкента. Показали немного элементов фортификации и все. Дальше работы были остановлены.

«Мы решили главную задачу – установили возраст Шымкента, и на этом остановились. А дальше пошла самовольная застройка в южной части городища. Там, где планировалось, что будет подъездная площадка, откуда начнутся экскурсии, дорожки, теперь на этом месте невозможно не то, что экскурсии проводить, там невозможно ни подъехать, ни подойти. Поэтому главная проблема – цивилизованное решение охранных зон, вынос из них всех строений, государственных и частных. А в охранной зоне городища уже появились частные магазины — 9 нарушителей. То есть решение проблемы зависит от нашей инициативы и нашего акимата», — рассказал о неудачном опыте консервации Александр Грищенко.

Решая вопросы сохранения памятников археологии и истории, невозможно было обойти тему памятников, появляющихся в последнее время на улицах населенных пунктов, как грибы после дождя. «На сооружение памятников должно быть специальное постановление правительства. К сожалению, у нас это пущено на самотек и памятники сооружались по постановлению акимата. Хотя акимат должен был выходить с ходатайством на республику, но он сам выносил решение, сам давал добро и сам находил деньги. Я считаю не всегда оправданным и не всегда нужным сооружение новых памятников, тем более они часто безвкусны и не несут никакой идеи», — не поддержал нового веяния археолог.

За последние годы в области было установлено несколько сотен самых разнообразных памятников. Но, по словам специалиста, что называется, с полным пакетом документов, памятников у нас единицы. В числе документированных памятник Капал батыру на улице Толе би и Аль Фараби у Дома Дружбы. Кстати, последний сооружался по программе «Культурное наследие». «Иногда памятники узаконивали задним числом. Правда, в министерстве сказали категорически — это в последний раз. Тогда вопрос ставился о скульптурной композиции Акпан батыру. В министерстве сказали, что мы задним числом больше ничего не будем принимать и узаконивать», — поделился историей документирования ученый.

Сколько простоит закрытый тканью памятник батыру на углу улицы Акпан батыра, будет, вероятно, зависеть уже от способности и умения южан договариваться в высоких кабинетах. А как известно, шымкентцы умеют уговаривать.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=sSUxt-uVP0Q[/youtube]

Реклама