1 июня – Международный день защиты детей

281
Дети, которые убегают из дома, предпочитают тяжелые условия улицы домашнему окружению.

ДЕТИ УЛИЦ, ИЛИ ЛЕСТНИЦА, ВЕДУЩАЯ ВНИЗ

Дети, которые убегают из дома, предпочитают тяжелые условия улицы домашнему окружению.

Беглец начинается тогда, когда взрослые разоряют территорию его детства.
Они одинаковые. Можно сказать, почти близнецы. И не важно, что у них волосы разного цвета, разный возраст и рост, разный пол. У них одинаковые глаза. Дети с глазами стариков. Маленькие беглецы. От кого они бегут и куда? От ремня и насилия к тому, кто накормит и обогреет? Или к тому, кто накормит, а потом сделает орудием преступления…
Сегодня в городском центре адаптации несовершеннолетних живут 48 детей. Жить в центре можно до трех месяцев, а дальше уже как получится: или родители заберут, или спецшкола, или детский дом. У каждого ребенка своя судьба. Есть, конечно, маленькие потеряшки, но большинство обитателей центра – беглецы. Истории, которые рассказывают эти дети, в основном фантазийные и совершенно непохожие, но если по правде, то совершенно одинаковые.
Нуржамал – постоянная обитательница центра адаптации. Сельская девчушка убегает из дома регулярно, а в городе ее отлавливает очередной патруль и привозит в приют. В поселке Нуржамал живет с мамой, но та устраивает свою личную жизнь и до юной дочери ей нет никакого дела. Вот и сейчас Нуржамал уже какой день ждет, когда мама за ней приедет. А родительница особо не торопится, хотя от поселка до города полтора часа езды…
Баур – мальчик из благополучной семьи. У него есть мама и папа, которые пытаются достать для своего чада даже звезды с неба. Но сам Баур говорит, что его не любят, а на улице у него друзья. Он не теряет связей с семьей и иногда приходит домой ночевать. Но вся его жизнь – улица.
Алеша, однажды решивший стать взрослым, исколесил уже всю страну и вволю познал все «прелести» блатной романтики. Он равнодушно ожидает оформления в кентаускую спецшколу и уже знает, куда побежит в следующий раз. А пока отсыпается и отъедается в центре. У Алеши есть папа, который не работает, пьет и живет где придется. Алеша говорит, что так жить не будет и… точь-в-точь повторяет поведение отца.
Миловидная Алина утверждает, что хочет жить с папой, а мама не разрешает, поэтому она и решилась уйти из дома. Но воспитатели центра потихоньку рассказывают: Алину привозят в центр с завидной регулярностью – девочка пытается найти принца на белом коне из богатой жизни, поэтому стоит по вечерам на обочинах дорог, готовая уехать с тем, кто ее позовет…

Справка РАБАТа
Центр адаптации несовершеннолетних (ЦАН) – 95-69-60, 95-62-29.
Департамент по защите прав детей ЮКО – 53-27-97, 53-29-85, 53-27-76.

«В психологии есть такое понятие – «дромоман», – рассказывает психолог центра Назгуль Нурпеисова. – Дромоман – это человек, склонный к перемещению, бродяга, бомж. Но дромоманами не рождаются, бродяжничать ребенка может заставить только окружающая среда. Дети, которые убегают из дома, предпочитают тяжелые условия улицы домашнему окружению. Ребенок лишается детского статуса, так как родители перестают о нем заботиться, он становится сам ответственным за свою жизнь. Побег из дома для многих – это знак протеста, часто вызванный желанием привлечь к себе внимание взрослых. Показать им свои и домашние проблемы: бедность, ужасное поведение родителей, пьянство, наркоманию, разврат…
Таких детей большинство. Но еще есть беглецы, которых выгнала на улицу тяга к приключениям. Это очень любознательные исследователи, но таких немного, и зачастую эти дети сами хотят вернуться домой. Есть и те, кто на самом деле бежит от нелюбви, из «холодного» дома. Родители думают только о том, как бы прокормить свое чадо, как бы заработать побольше денег. А до того, что происходит в жизни ребенка, им нет дела. Так что какими бы ни были причины побега, судьба ребенка на сто процентов зависит от того, есть ли рядом с ним хоть один взрослый, который всегда бы нес ответственность за этого ребенка, думал о нем, о его будущем, был бы готов отложить все свои дела ради этого ребенка. Если такого взрослого нет, маленький человечек будет чувствовать себя ненужным и заброшенным. И он рано или поздно подается в бега… Так что дромоманами наших детей делаем мы сами».
Улица для маленьких беглецов – суровая школа для начинающих воришек, грабителей, насильников. Именно на улице они учатся блатному жаргону, блатным привычкам, совершают свои первые, пусть совсем «безобидные» преступления. Здесь же, на улице, познается грязь извращенной «любви». Здесь на тело наносится первая татушка, а на сердце ложится пятно, и душа обрастает равнодушием и злобой. Именно здесь, на улице, ребенок становится на первую ступень лестницы, ведущей вниз. По статистике, около 70 процентов беглецов попадают в спецшколу, а позже – в тюрьму. Ребенок становится зэком. И это значит, что мы, взрослые, проиграли его. Мы отдали его «зоне». Свою единственную и неповторимую жизнь этот человек рискует прожить на нарах.
… В архиве центра адаптации стеллажи с папками. Их сотни, но они все на одно лицо – серые с серыми же шнурочками. В картонных телах папок – судьбы. Судьбы разных детей с одинаковыми глазами стариков. Наша боль и наша вина.

Елена БОЯРШИНОВА

СОВЕТ ПСИХОЛОГА. КАК УБЕРЕЧЬ ОТ ПОБЕГА
Следует внимательно пересмотреть отношения с детьми. Насколько душевно в семье, тянет ли членов семьи домой. Если нет – пора принимать меры. Доверие помогает подрастающему человеку ощутить себя полноправной личностью. А наказание всегда должно быть адекватным проступку. Нельзя давать ребенку повода сомневаться в родительской любви, в том, что мама и папа всегда на его стороне, даже если ребенок оступился.

«РАБАТ» №22 от 30.05.2012 г.

Реклама