В календаре много разных дат: и праздничных, и памятных, и радостных, и скорбных… На этой неделе мы отсчитаем 71-ю годовщину начала Великой Отечественной войны. Казалось бы, это было так давно, но вновь и вновь мы слышим ее отголоски.
Недавно к нам в редакцию пришло письмо от шымкентца Жанбулата Калауова, тринадцатилетнего подростка, который заинтересовался судьбой своего деда Меирбека Калауова – военного корреспондента. Накануне Дня печати редакция нашей газеты обратилась к документам, хранящимся в Южно-Казахстанском областном историко-краеведческом музее, чтобы узнать подробнее о судьбе коллеги, писавшего в годы войны. Вот что у нас получилось.
Родился Меирбек, по данным трудовой книжки, в 1906 году в Шаянском районе, (родственники называют годом рождения 1904-й). Рос у старшей сестры и зажиточного деспота-зятя. Жил паренек практически в кошаре с баранами и всегда мечтал сбежать и получить образование. Мечта о побеге осуществилась через несколько лет. Меирбек пешком добрался до Чимкента, здесь сумел устроиться в школу-интернат. После школы он окончил Ташкентский рабочий факультет.
В голодные 1932-1933 годы Меирбек Калауов, будучи районным руководителем в Жаркенте, раздал из колхозных запасов голодающим семьям по два пуда зерна для еды и посева, за что впоследствии был арестован по приказу районного прокурора, исключен из партии и с клеймом врага народа отправлен отбывать срок в Алма-Ату. Но там Меирбека спас счастливый случай – он встретил людей, которые помогли доказать его невиновность. С Калауова сняли обвинение и освободили. После этого он жил в Кзыл-Орде и работал в техникуме совторговли, в районном земельном отделе.
Дальнейшую трудовую деятельность Меирбека Калауова можно проследить по трудовой книжке. Первая запись гласит: «Общий стаж работы по найму до поступления на чимкентские двухгодичные учительские курсы составляет 18 лет».
Курсы были окончены им 10 августа 1939 года. В документе, который был выдан Меирбеку по окончании этих курсов, говорилось, что он имеет право преподавать казахский и русский языки и литературу в неполной средней школе (тогда – семилетке). Но свою деятельность как журналиста он начал еще в 1938 году, работая заведующим сельхозотделом газеты «Онтустик Казахстан». Зимой 1942 года, согласно справке, которую я обнаружила в музее, Меирбек был утвержден внештатным корреспондентом газеты «Казахстанская правда» по Чимкентскому району Южно-Казахстанской области.
Трудовая книжка «говорит», что «15 июля 1942 года призван в ряды РК КА (рабоче-крестьянскую Красную армию)». К сожалению, никаких документов именно с 1942 по 1946 годы в фонде музея нет. Об этом периоде жизни Меирбека Калауова известно только со слов его родных. На фронт ушел военным корреспондентом, вооружившись фотоаппаратом и блокнотом с ручкой. Был на Украинском фронте, участвовал в освобождении Варшавы, Праги, Будапешта, Берлина. Об этом рассказывают и фотографии с боевыми друзьями, которые подписаны рукой корреспондента: «Западная Украина», «Освобождение Праги». После взятия Берлина Меирбека отправили в Японию. Домой он вернулся весной 1946-го.
После войны с 1946 по 1960 год Меирбек Калауов работал заведующим отделом партийной жизни областной газеты «Онтустик Казахстан», собкором той же газеты, литературным сотрудником «Блокнота агитатора», редактором газет «За свинец» и «Коргасын» чимкентского свинцового завода. Был назначен начальником по охране военных и государственных тайн в печати при облисполкоме. Умер Меирбек Калауов в 1966 году.
Имя Меирбека Калауова есть на аллее Славы в парке имени Абая. Его родные каждый год 9 мая приходят туда, чтобы почтить память близкого человека и всех, кто прошел ту страшную войну.