Как в Шымкенте проходит ремонт аварийных многоэтажек

254
В Шымкенте идет ремонт аварийных домов.

ТАКОЕ РАЗНОЕ СЕЙСМОУСИЛЕНИЕ

В Шымкенте идет ремонт аварийных домов.

В этом году в Шымкенте начались реконструкция и сейсмоусиление домов, признанных аварийными, но подлежащими ремонту. К ремонтным работам в шести домах строители приступили в конце апреля. На эти цели из госбюджета выделено 266,6 млн. тенге. На дворе август. Как выяснилось, не во всех домах работы шли гладко, кое-где строители покидали объект на месяц.

УСИЛЯЮТ
Дом №36 по ул. Мангельдина – «герой» нескольких наших публикаций. Его жильцы ремонта ждали давно. В течение нескольких лет они жили как на пороховой бочке: дом буквально трещал по швам. Лестничные марши и пролеты отошли от стен, из-за огромных щелей подъезды не раз заливало дождями.
В конце апреля на сейсмоусиление дома было выделено 90 миллионов тенге. К слову, подрядчик – ТОО «Старт Строй» приступил к ремонту, не дожидаясь финансирования.
Теперь дом выглядит совсем иначе. Новенькая кровля, обновленные инженерные коммуникации, а главное – стены и потолки в подъездах плотно стянуты стальными «швами». Серьезные металлические конструкции с первого взгляда внушают доверие.
«У нас уже сделано немало. Нам крышу обновили, хотя в первоначальные планы она не входила, в подвале полностью заменили систему водопровода и канализации. На очереди – отопление. А сейчас рабочие выполняют сейсмоусиление», – рассказал домком Булеген Абуов.
Пока домком показывал мне, что и как сделано в доме, мимо прошли двое молодых рабочих. Они несли тяжелый металлический угол. Было видно, что несли с трудом.
«Вот видите, какую железку в подвал спускают для усиления фундамента. Это не просто уголок. Он позволит дому не проседать. У нас ведь все проблемы начались с просадкой», – пояснил Булеген Агабекович и, заметив мой вопросительный взгляд, добавил: – А эту трещину, которая как бы разделила два корпуса, тоже стянут и заделают».
Домком уверен – подрядчик успеет в срок.

СВЕТИТ ЛИ РЕМОНТ?
А вот в доме №8 по проспекту Бейбитшилик совсем иная картина. Отваливающаяся штукатурка бесстыдно оголила кирпич. Это снаружи дом, в котором расположен магазин «Гульжан», выглядит слегка приличным. Изнутри он представляет собой, мягко говоря, печальное зрелище.
Женщина, живущая в одном из подъездов, узнав, что я корреспондент, интересующийся ремонтом в их доме, оживилась: «Вы знаете, мой сосед этим вопросом занимается. Давайте, я вас провожу».
Заходим в темный подъезд, в котором с непривычки очень просто свернуть себе не только ноги, но и шею. «Вы только осторожно, у нас тут темно», – словно извиняется женщина. Лестничный пролет двух этажей приходится преодолевать буквально на ощупь. Но вот наконец показался свет. На стене даже можно прочесть объявление-обещание опозорить на весь белый свет любителей оставлять мусор в подъезде. Что ж, у всех свои методы борьбы с теми, кто отравляет жизнь вокруг.
«Вот мы и пришли, – говорит женщина и давит на кнопку звонка. Дверь открывает пожилой мужчина. – Ароныч, познакомьтесь, это из газеты, насчет нашего дома. Вы уж сами все расскажите».
Евгений Аронович Рудин живет в этом доме с 1965 года. До выхода на пенсию работал в штабе ГО Чимкентской области. Всю жизнь посвятил спасению людей в чрезвычайных ситуациях. Сегодня он пытается добиться ответа от чиновников – когда приступят к спасению его дома.
«Вот, посмотрите, в РАБАТе статья была «Лабиринты аварийности». Там указано, что наш дом – в числе 13, подлежащих сейсмоусилению. А уже в другой статье в списке домов нашего адреса нет. Я обратился в отдел ЖКХ с письмом, которое подписали все жильцы нашего дома. Нам пришел ответ, что в этом году уже ведутся работы по сейсмоусилению шести домов. А наш будут ремонтировать только после выделения финансирования. А почему такая избирательность? У нас же тоже дом буквально на глазах разваливается».
Евгений Рудин показывает проект, говорит, что по нему и были запланированы ремонтные работы. В курсе этого проекта и в городском акимате, и в отделе ЖКХ, но…
«Посмотрите, по ПСД на сейсмоусиление нашего дома необходимо более 403 млн. тенге. А они выделяют, если верить таблице, которую опубликовали, – 153603211 тенге. То есть почти в три раза меньше. И в этой же таблице указано, что наш дом 22-квартирный, а у нас – 60 квартир».
Сомневается Евгений Рудин и в том, что работы начнутся в этом году. Ведь драгоценное время упущено, считает пенсионер. «По проекту у нас запланировано 5 сейсмопоясов – по одному на каждый этаж, замена крыши, всех инженерных коммуникаций. А когда они будут это все делать? Ведь и крышу-то до начала дождей перекрыть не успеют. Я уж не говорю о системе отопления».

КАК СЕЙСМОУСИЛЕНИЕ ЗА МОДЕРНИЗАЦИЮ ВЫДАВАЛИ
Следующий дом, в котором, как и в доме по улице Мангельдина, идут работы по сейсмоусилению, дом №2 по проспекту Республики. Здесь уже обновили кровлю и заменили систему отопления. Сейчас работают с фасадом здания. К слову, в этом доме не все пошло гладко. Поначалу генеральный подрядчик взялся за дело. Но уже спустя месяц работы застопорились.
«К нам стали приходить представители акимата и говорить, что ремонт в нашем доме будет проводиться по программе модернизации ЖКХ. Они даже документы необходимые собрали. Но мы стали возмущаться и сказали: если за наш счет, то и не надо ничего. Жили в этом разваливающемся доме и будем жить. Как так, наш дом признан аварийным, нуждающимся в сейсмоусилении, а нам предлагают ремонт за наш счет делать? В общем, добились мы, чтобы нам выделили деньги на ремонт по линии МЧС», – рассказывает домком многоэтажки Амир Сыздыкович Шерипбеков.
А пока суд да дело, генподрядчик, у которого помимо этого дома еще несколько объектов, предложил другой компании приступить к ремонту.
«У нас еще и подрядчик долго затягивал работу, но сейчас – субподрядчик. Молодцы ребята, аккуратно и быстро работают. У жителей никаких претензий, – говорит домком. Зато у него к жителям претензии есть. И у строителей тоже. «Очень часто недопонимание бывает, говорит домком. – У одного балкон застеклен – приходится ходить и просить, чтобы рабочих пропустили, разрешили трубы протянуть, у другого кондиционер висит. Просишь перевесить, а он не соглашается. Мне, говорит, это в копеечку влетит. Но это полбеды. Главные проблемы начнутся, когда ребята к ремонту наружной стороны приступят. Там же на первом этаже коммерческие структуры, а к стенам дома не подберешься. Как они леса будут устанавливать, я даже не представляю».
Но представитель подрядчика ТОО «МЭМ» успокаивает домкома – справимся. Он обещает закончить все работы в срок – в течение двух месяцев.

А У ОСТАЛЬНЫХ?
В доме №200 по улице Уалиханова со дня на день ожидают подписания акта рабочей комиссии. Сейчас строители устраняют мелкие недоработки. В доме №43 по Темирлановскому шоссе планируется подписание акта приемки работ, все они выполнены в срок. Насколько качественно, определят в ходе приемки работ.
Итак, в двух домах работы идут к завершению, в четырех – №36 по улице Мангельдина, №2 по проспекту Республики, №12 и №63 в 18 микрорайоне – ремонт еще идет. Ожидают выделения финансирования дома №№ 1, 11, 13 в 17 микрорайоне, дома №3 и №15 в 18 микрорайоне, а также дом №158 по улице Гоголя и №8 по проспекту Бейбитшилик.
Руководитель жилищной инспекции Берик Альзахов подтвердил: ремонтные работы ведутся в шести домах. «В доме № 200 по улице Уалиханова сейчас ожидается акт рабочей комиссии, в доме №43 по улице Уалиханова – акт приемки. В остальных четырех домах работы ведутся. Но есть сильное отставание от графика в доме №2 по проспекту Республики.
Что касается остальных семи домов, то мы ждем выделения финансирования. Как только деньги будут выделены, приступим к ремонту», – рассказал Берик Альзахов.
А информация о том, что в доме №8 по проспекту Бейбитшилик вместо указанных в списке акимата 22 квартир целых 60, немало озадачила чиновника. «Я недавно назначен на эту должность, но все обязательно уточню и сообщу результаты. Конечно, разница огромная. Следовательно, придется пересматривать и заявленный объем финансирования», – подчеркнул Берик Альзахов.
Как скоро начнут ремонт в оставшихся семи домах, зависит исключительно от финансирования. Как говаривал незабвенный Остап Бендер: утром деньги – вечером стулья. В нашем случае: утром деньги – вечером ремонт.
Сайда Турсуметова, фото Тимура ДЖУМАБЕКОВА

СПРАВКА
Жилищная инспекция акимата г.  Шымкента – 54-08-74.

Реклама