Марина Низовкина, редактор информ-портала Отырар.kz, шеф-редактор мультимедийной редакции
Марина Низовкина, редактор информ-портала Otyrar.KZ, шеф-редактор мультимедийной редакции

Я уважаю и преклоняюсь перед теми, кто выбрал профессию учителя. Звучит банально, но от души. В детстве каждый третий ребенок мечтает быть педагогом. Я не стала исключением: у меня дома был свой класс из зайцев, кукол и медведей, был свой классный журнал и даже план уроков. Благо всему этому я тайком училась у мамы. Я была уверена до 8 класса, что преподавательской династии нашей семье не избежать. Но однажды я поняла, что у меня не хватит духа, нервов, терпения и желания за копейки терпеть такую работу. В учителя я не пошла, но горжусь, что росла в семье учителя. Не знаю, гордятся ли современные дети, что их родители работают в школах. Надеюсь, что да.

День учителя для Низовкиных и Курносовых (это фамилия моего мужа) — семейный праздник. Свекровь у меня продолжает учить великому русскому языку и литературе подрастающее поколение в лицее №15, а мама в недалеком прошлом — учитель «до мозга костей». В первое воскресенье октября мы собираемся в семейном кругу за накрытым столом, с букетами цветов и обсуждаем «учительские заморочки», очередные эксперименты Министерства образования, низкие зарплаты, поведение школьников… и каждый раз мне хочется спросить: «Почему вы все еще в профессии?!»

То, что учителя советской закалки любят свою работу и отдают себя ей всецело, я осознала еще в детстве… и смирилась. Мама вечерами проверяла тетради, писала планы, составляла расписание уроков, придумывала различные математические конкурсы, крайне мало времени уделяла единственной дочери, а потом умудрялась на свою скромную зарплату одеваться так, как подобает статусу ее профессии… Это еще лет 10 назад статус учителя был непоколебим. Даже в сложные 90-е годы учитель был авторитетом. Даже крутые старшеклассники в нашей школе не позволяли себе оскорбить учителя, что-то прошипеть ему в спину или тем более поднять на педагога руку. А сейчас?! В поисковике «гугла» я набрала три слова «ученики избивают учителя» и вылезло 317000 (!!!) материалов. Здесь и видео, выложенное в Youtube. Ужас! Мурашки по коже!

Что происходит?! Нравы не те?! Времена изменились?! Учителя стали другие?! Или просто прогнила старая система, а новую еще не придумали? Почему раньше я с гордостью говорила, что у меня мама учитель, а сейчас многие дети учителей стесняются места работы своей мамы. Ладно, мама — учитель, а не дай Бог, папа! Папа учитель — это сейчас, вообще, редкое явление. А как они нужны в профессии! Правда, оговорюсь, что нужны не те, кто будет гонять школьников за сигаретами в соседний магазин, и не те, кто в школьном подвале рукоприкладством будет воспитывать подростков или выбивать из них признания в чем-либо. Нужны такие мужчины, которые «задавят» малолеток с гонором своим авторитетом и знаниями. В моей жизни были такие учителя. В гимназии №45 много лет работал ныне покойный учитель химии Василий Иванович… Его уроки боялись прогуливать несколько поколений школьников, но не потому, что он потом будет ругаться, а потому, что, не дай Бог, что-то пропустишь. До сих пор помню учителя истории и географии в школе №22 Альберта Юлчиевича Абдрахимова. Собственно, всеми своими географическими познаниями я обязана ему. Уж очень у него были интересные занятия, и никто не думал их прогуливать. Он никогда не повышал голоса, но всегда было стыдно не подготовиться к его урокам. Спустя 10 лет после окончания школы отчетливо помнишь тех учителей, кто требовал с тебя три шкуры, а отнюдь не тех, кто просто терпел тебя 45 минут.

Мне кажется, авторитет учителя — это его багаж знаний. Вот, пожалуй, и мой ответ на вопрос, что же происходит с современными учителями, почему жуткое видео появляется в Интернете. Может, просто знаний у молодых недостаточно, а педагоги старшего поколения не пытаются учиться новому? Может, в вузах сейчас учат так, что знаешь физику, а об истории или экономике даже не догадываешься. Может, зарплата настолько низкая, что даже нет у учителей желания завоевывать авторитет? Думаю, что все эти факторы надо сложить, а к ним приплюсовать бесконечные попытки власти использовать учителей как бесплатную рабочую силу. На общегородские субботники кто идет в первых рядах? На народных гуляньях кто чуть свет готовит выставку прикладного искусства, рисунков или просто приходит для массовки?  Во время предвыборной кампании кто ходит по домам и составляет списки избирателей? А кто потом с утра до глубокой ночи сидит на избирательном участке и принимает участие в подсчете голосов? Кто бесконечно молчит несмотря на унижение со стороны администрации школы и кто сдает деньги во всевозможные благотворительные фонды и копилки по первому же велению власть имущих?!

Последний случай. Во время сбора средств в фонд пострадавшим погорельцам на рынке «Бекжан» телефон редакции обрывался от звонков возмущенных учителей. Однако никто из них не решился рассказать о своих претензиях на камеру. Все в очередной раз промолчали и проглотили очередную попытку чиновников нанести удар по статусу педагогов. После нежелания защищать свои права разве учитель может рассчитывать на уважение тех, кого он учит?

Рассуждать можно сколько угодно, но пока общество не изменит своего отношения к представителям великой профессии, вряд ли что-то изменится. А учителям будет с каждым годом все труднее и труднее сеять разумное и вечное. Я боюсь, что еще несколько лет, и в профессии вообще не останется тех, кому можно смело доверить образование своего ребенка. Уважаемые истинные патриоты педагогики, держитесь! Нельзя бросать школу на тех, кто идет на педагогический факультет только ради гранта или ради того, чтобы получить «хоть какой-то диплом». Очень хочется, чтобы моего сына учили такие же педагоги, которые и в моей жизни оставили «особое» отношение ко многим школьным предметам. Именно перед такими знатоками своего дела хочется «преклонить колени». С праздником, дорогие наши учителя! Терпения вам и искренней любви к своему делу!

P.S. Много лет не встречала учителя русского языка и литературы школы №22 Лисицыну Жанну Васильевну. С дрожью вспоминаю ее уроки. Ох, как тяжело было получить «пятерку», но за это я ей искренне и благодарна. Это были не обычные уроки, а уроки жизни, которые повлияли на выбор моей профессии.