Практическое руководство «Права человека в сфере охраны здоровья», по замыслу его составителей, должно стать настольной книгой для пациентов, медицинских работников и правозащитников.
Практическое руководство «Права человека в сфере охраны здоровья», по замыслу его составителей, должно стать настольной книгой для пациентов, медицинских работников и правозащитников.

Защищать свое право на здоровье учат южноказахстанцев общественники из Алматы. Представители общественного фонда «Аман саулык» проводят в Шымкенте двухдневный семинар и презентуют  книгу.

Если в больнице вам не нашли места в палате и поставили кровать в коридоре, то ваше право на здоровье уже нарушено. Вы об этом не знали? Не расстраивайтесь. Как утверждают организаторы семинара, о своем праве на здоровье в Казахстане знают очень немногие. Чтобы заполнить этот пробел, общественный фонд «Аман саулык» выпустил практическое руководство, для презентации которого авторы сборника и приехали в нашу область.

«Это первая книга в Казахстане, где собраны все законы и подзаконные акты, защищающие права казахстанцев в сфере здравоохранения, — объясняет президент общественного фонда «Аман саулык» Бахыт Ниязбековна Туменова. — Это касается, как пациентов, так и медицинских работников. Сборник предназначен для юристов, организаторов здравоохранения, судей,  адвокатов и всех жителей страны, не безразличных к своему здоровью. Ведь на самом деле у нас очень много прав. И в последнее время об этом говорится все чаще, а вот такого руководства, которое бы помогло сориентироваться в огромном количестве правовых и законодательных документов, до сих пор не было.  Поэтому мы решили внести свой посильный вклад и издали этот сборник. Это совместный проект ОФ «Аман саулык», Инициативы «Право и Здоровье»(LAHI), программы «Права человека и управление грантами» (HRGGP), Фондов открытого общества(OSF), Фонда «Сорос-Казахстан» (ФСК). В реализации проекта также приняли участие Армения, Грузия, Кыргызстан, Македония, Украина и Россия».

Около 1,4 миллиона человек в мире страдают от приобретенных в больницах инфекций. Эти статистические данные приводят авторы сборника. И одна из основных причин не низкие профессиональные знания медиков, а грязные руки как персонала, так и посетителей. То есть помимо прав у обеих сторон есть еще и обязанности. В частности, соблюдать личную гигиену. Поэтому сборник «Практическое руководство» рассказывает не только о правах, но и обязанностях пациентов и медицинских работников.

Также в книгу включены важные нормы международного и регионального права, касающиеся стандартов оказания медицинской помощи, и справочный материал в виде образцов исковых заявлений и жалоб. Между тем, по словам руководителя областного здравоохранения, число обоснованных жалоб пациентов на медицинских работников в Южном Казахстане в этом году снизилось по сравнению с прошлым годом на 3%. И, как утверждает Жумагали Исмаилов, это связано с целым комплексом принятых облздравом мер.

«Нами проработаны инструменты и механизмы, которые заинтересовывают врача работать на высоком профессиональном уровне. Ведь теперь от этого зависит его благосостояние, — говорит  начальник областного управления здравоохранения Жумагали Исмаилов. — Поскольку дифференцированная оплата зависит от результата, а результат — это не только излечение, но и удовлетворенность человека полученной помощью».

Однако, насколько основная масса пациентов в ЮКО удовлетворена полученной помощью сегодня, точно сказать не сможет никто. Ведьне исключено, что люди просто считают, что обращаться с жалобами и доводить дело до суда — бессмысленная трата времени и нервов. И не без оснований.

«Если кто-то из недовольных медицинским обслуживанием пациентов будет настаивать на судебном разбирательстве, то не исключено, что ему придется столкнуться с серьезными трудностями, — признается эксперт общественного фонда «Аман саулык» Альмира Жаппарова. — Для того чтобы определить вину медицинского работника, необходимо проведение экспертизы. Опять-таки, не будем исключать моменты корпоративности. Они есть, и это нужно признать. Поэтому здесь, конечно, все будет зависеть от чистоты, принципиальности и  профессионализма тех, кто эту экспертизу делает. Потому что судебное решение, несомненно, будет зависеть именно от экспертного заключения. Пробить эту машину достаточно сложно».

Помогут ли «пробить эту машину» материалы, собранные в сборнике, организаторы семинара точно не знают, но считают, что, несмотря на все трудности, отстаивать данное государством право на здоровье людям необходимо. И советуют в случае обращения в медицинское учреждение не пускать процесс лечения на самотек. Так как, утверждают представители фонда «Аман саулык», чаще всего проблемы возникают там, где есть недопонимание и недоговоренность.

«Необходимо, не стесняясь, выяснять у врача все детали диагностических процедур и лечения. Переспрашивать, если что-то осталось непонятным, — советует Бахыт Ниязбековна. — Просить точно расписать все, что касается процедур лечения, его продолжительности, как и когда надо начинать и заканчивать прием лекарств или отменять процедуры. Если, скажем, после операции вы не уверены, что медсестра или врач сделали все так, как надо, если состояние внушает вам опасения — не стесняйтесь и требуйте дополнительной консультации более опытного специалиста. Четко изложите причину своего беспокойства. Будьте в курсе своего лечения, следите за тем, что и как вам проводят во время различных диагностических и лечебных манипуляций».

Чтобы здравоохранение поднялось на качественно новый уровень, новых технологий и профессиональных знаний врачей недостаточно, говорят организаторы семинара. Без взаимной ответственности медиков и пациентов в этом деле не обойтись. А значит, людям просто необходимо повышать свою правовую грамотность и осведомленность.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=xGKk_sCv8Lg[/youtube]