СВЯЗАННЫЕ ЗАКОНАМИ
Гарантировать нам безопасность в плане здоровья сотрудники управления государственного санэпиднадзора (СЭН) и рады бы, но… сильно ограничены в своих правах. О том, как охраняется здоровье населения в общественных местах, нам рассказал начальник управления ГСЭН по Абайскому району города Шымкента Сеилбек Байсалов.
ПРОВЕРКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
Вся деятельность специалистов санэпиднадзора регламентирована сразу несколькими законами РК. К слову, проверять предпринимателя органы СЭН могут как планово, так и внепланово, но опять же строго в рамках закона.
В частности, в Кодексе Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения сразу несколько статей посвящены деятельности госсанэпиднадзора. Кроме того, в Законе РК о государственном контроле и надзоре оговорены количество и порядок организации и проведения проверок.
«Фактически мы не имеем права проверять тот или иной объект чаще, чем указано в статье 13 этого закона, – рассказал Сеилбек Байсалов. – А в зависимости от степени риска проверяемые субъекты относятся к группам высокого, среднего либо незначительного риска. В зависимости от степени риска определяется и периодичность проведения плановых проверок, но не чаще: одного раза в квартал – при высокой степени риска; одного раза в полгода – при средней степени риска; одного раза в год – при незначительной степени риска. Но есть еще один важный момент. Новых предпринимателей мы не имеем права проверять в течение трех лет. То есть смотрите, что получается. К примеру, школьная столовая. Приходит арендатор, заключает договор и работает. Три года мы его не проверяем. По истечении трех лет, когда подходит срок проверки, ИП ликвидируется, и регистрируется новое. Но ведь все эти три года каждый день в этой столовой питаются около полутора тысяч детей. Вот это, на мой взгляд, серьезная проблема».
О дате плановой проверки предпринимателя предупреждают за месяц. К слову, все плановые проверки, намеченные на год, вносятся в список Комитета по ГСЭН, а после направляются в Генеральную прокуратуру. И на сайте Генпрокуратуры предприниматель может посмотреть график проверок.
«Но даже в этом случае мы направляем предпринимателю под роспись уведомление о предстоящей проверке», – продолжил Сеилбек Шорабаевич.
ЖАЛОБА? ПРЕДУПРЕДИМ ЗАРАНЕЕ
По словам начальника управления, в законе оговорена и методика проведения внеплановых проверок. Они назначаются в трех случаях. Первый: если в ходе плановой проверки были выявлены какие-то нарушения и предпринимателю были выданы предписания (постановления, представления или уведомления) о необходимости устранить эти нарушения в определенный срок, специалисты СЭН могут прийти и проконтролировать, как выполнены все предписания.
Во втором случае речь идет именно о жалобах, заявлениях, поступающих от физических и юридических лиц, госорганов, депутатов Парламента РК и местных представительных органов. «Но жалобы должны быть в письменном виде. К ним прикладывается копия удостоверения личности заявителя. С анонимными жалобами или заявлениями по телефону мы не работаем, потому что акт о назначении проверки регистрируется в ЦПСИ. Именно в этот орган я должен представить основание для назначения внеплановой проверки», – пояснил Сеилбек Байсалов.
Раньше о внеплановой проверке предпринимателя также …предупреждали за 10 дней. Потому и получалось, что владелец пекарни, на которую жалуются, что в хлебе, который в ней выпекают, обнаружены мышиная шерсть, хвост или волосы, до даты проверки буквально вылизывал всю пекарню. Да так, что все сияло чистотой.
«Теперь, эту норму убрали и, согласно изменениям в законодательстве, о внеплановых проверках по жалобам мы предпринимателей не предупреждаем. Проверяя такого рода заявления, мы сначала придем в магазин, в котором был реализован продукт. Возьмем на экспертизу образцы. Понятно, что той партии в магазине уже наверняка не будет. Затем проверим машину, на которой привозят хлеб, и только после этого придем с проверкой в пекарню – то есть проверяется вся цепочка. А по итогам проверки мы даем заявителю официальный ответ», – пояснил Сеилбек Шорабаевич.
Получается, что наши санэпидемиологи и рады бы оберегать наше здоровье, но часто бессильны. А как это объяснить семье, которая за обедом съела булку хлеба, в которой (как это выяснилось почти в конце) находились либо волосы, либо мышиные экскременты?
«КУДА СМОТРИТ СЭС?»
– это первый вопрос, который мы задаем, когда сталкиваемся с так называемой стихийной торговлей. Продукты питания продаются прямо на тротуаре, но СЭС (так по старинке мы называем СЭН) на это не реагирует – первая наша реакция. Однако, как выяснилось, СЭН не тот орган, куда следует обращаться в данном случае.
«Стихийная торговля наряду с нецензурной бранью в общественных местах или бросанием мусора на улицах относится к административным правонарушениям. И наводить порядок в этом вопросе обязаны именно органы внутренних дел. Мы же не имеем права выйти даже в рейдовые мероприятия, – посетовал Сеилбек Байсалов. – Если раньше мы могли выйти в рейд, проконтролировать санитарное состояние точек общепита, магазинов, прилегающих к ним территорий, то сейчас , если проявить инициативу и прийти к предпринимателю с проверкой, он может позвонить в прокуратуру. Ведь с нашей стороны это превышение полномочий».
Не относится к зоне постоянного контроля и общественный транспорт. Заляпанные окна, грязные салоны, пыльные шторки на окнах отнюдь не украшают наши автобусы. Каждый раз, хватаясь за поручень, боишься подцепить какую-нибудь заразу. Но общественный транспорт у нас относится к объектам незначительной степени риска, а значит, и проверять транспортную компанию санэпидемиологи имеют право не чаще одного раза в год. Впрочем, можно инициировать проверку той или иной компании, но с заявлением лучше обращаться не в СЭН: «Вопросами контроля на транспорте занимается транспортная инспекция. Но одно могу сказать – салон автобуса обязаны мыть с использованием дезинфицирующих средств ежедневно», – подчеркнул Сеилбек Шорабаевич.
Так как нормы, о которых говорил Сеилбек Шорабаевич, в наших автобусах не соблюдаются, главный санэпидемиолог Абайского района посоветовал уделять побольше внимания личной гигиене и, в частности, мытью рук: «Много заразы человек приносит в дом на руках. Поэтому как можно чаще мойте руки. Казалось бы, простой рецепт, о котором с детства твердили нам наши мамы, но на самом деле он является очень действенным механизмом борьбы с массой инфекций».
Так и получается, законы наши, как медаль, с двумя сторонами. Много проверок – плохо. Мало – опять до беды рукой подать. А найти золотую середину не получается. Всегда кто-то остается в зоне повышенной опасности. И тут уж надеяться приходится только на себя.
НЕ БИЗНЕСОМ ЕДИНЫМ
Говоря о СЭН, мы привыкли думать, что сфера его деятельности – это лишь рынки, магазины, пункты общепита. На самом деле деятельность врачей-санэпидемиологов намного шире. Именно они занимаются профилактикой инфекционных заболеваний, в том числе иммунопрофилактикой, И в этом плане санэпидемиологам есть чем гордиться.
«Если хирург, к примеру, спас одного пациента, то меры, которые мы проводим, позволяют спасти сотни жизней. Приведу только несколько примеров. Если 5 лет назад у нас было зафиксировано 27 случаев бруцеллеза на 100000 населения, то в 2012 году – 3,6. А ведь бруцеллез – тяжелое заболевание, его последствия – бесплодие и инвалидность. Здесь значительную роль сыграли меры предупредительного характера. Так, мы взяли на учет практически всех торговцев молоком, которые ходят по дворам с бидонами и сумками, проверили скотину, объяснили владельцам скота необходимость вакцинировать скот. Обязали торговцев пройти медосмотр. Значительно сократилось количество заболеваемости вирусным гепатитом. Если в 2008 году было 205 случаев на 100000 населения, то в 2012 – 14. Значительную роль здесь сыграла вакцинация. Большое внимание уделяется неинфекционным соматическим заболеваниям», – подчеркнул Сеилбек Байсалов.
Саида ТУРСУМЕТОВА